Основные жанры прозы. Особенности редактирования рассказа

Роман – крупное эпическое произв-е со сложным конфликтом, в к-ом отражен обширный круг жизненных явлений и основное вним-е уделяется человеку в его взаимоотношениях с другими людьми.

Р-н в стихах; р-н-эпопея (доминир-е общественного над индивид-ым и предполагает героич-ю тематику.

Повесть

Очерк (публицистичность и документальность, влияет на общественное мнение; «Записки охотника» Тургенев).

Новелла – остросюжетный рассказ (динамичный сюжет, отсутствие описательности, мин-но средств выразительности).

Эссе – жанр ф-фской, лит-критич-ой, историко-биографической, публицистической прозы (мин объем, свободная композиция).

Рассказ – это короткое произведение с одной сюжетной линией и несколькими действующими лицами. Обратить внимание на единство формы и содержания, оригинальность авторской манеры (лаконичность и емкость), актуальность, соразмерность частей.

Р-з —жанр эпич-й лит-ры, отн-ся к малой эпич. форме. В отл-е от повести им. более простую композицию, основ-ся об-но на одном эпизоде, отд-м событии или случае из жизни героя. На неск-х станицах труднее сказать многое, т.к. для этого необх-мо найти емкую форму.

Ред-р анлиз-ет р-з в двух аспектах: 1) может ли данная форма прозы вместить замысел а-ра; 2) сумел ли а-р свойств-ми жанру сред-ми осущ-ть свой замысел полностью.

Т.о., ред-р прежде всего опр-ет значимость, актуальность. Гл. требование: «в малом — многое». В р-зе д.б. предст-ны события, кот-е дают возможность вскрыть важные, небезразличные для чел-ка нрав-е или соц-е конфликты. интересный замысел д.б. передан в яркой образной форме. Н-мо также учит-ть хар-ки р-за: одноплан-сть; органическое единство персонажей, сюжета, композиции; динамизм повест-я.

Р-з может строиться на сопоставлении ряда эпизодов, охват-ть более продолжит-е время, но введение большого числа персонажей и сюж-х линий противоречат спец-ке жанра. Затянутая экспозиция, неоправданные подробности — недочеты. Ред-р д. выявить ненужное, побочные мотивы, случ-й бытовой мат-л, исключить его. Чрезмерная лаконичность м. вызвать неоправд-е пропуски в развитии действия, схематичность хар-ра, лишить героя индив-сти, как след-е — нарушение целостности повеств-я. Р-з д.обладать худож-ой лаконичностью.

В ред-ом ан-зе р-за главенствует: 1) психол-ая мотивировка поступков героев (жизн-я достоверность); 2) использование автором худ-й детали придает необх-ю эмоциональность, подключает ассоц-сть, дает простор размышлениям и обощениям.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: