Конституция СССР 1977г

В 1962 г. была сформирована конституционная комиссия, призванная выработать проект нового Основного Закона для общества развитого социализма. Идея скорого перехода к коммунистическому обществу к концу 60-х гг. постепенно растворилась в новых формулировках. Все настойчивее стали подчеркиваться такие моменты, как укрепление законности, активное включение граждан в управление общественными делами, возрастание роли общественных организаций, укрепление сплоченности граждан и рост общественного самоуправления.

Работа над Конституцией заняла долгие годы, окончательный проект был подготовлен в мае 1977 г. Тогда же проект был одобрен Пленумом ЦК КПСС. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О про­екте Конституции СССР», на основании которого проект выносился на обсуждение общественности, а на октябрь была назначена сессия Вер­ховного Совета, призванная окончательно рассмотреть исправленный и дополненный проект. На седьмой внеочередной сессии Верховный Совет принял Декларацию о принятии и объявлении Конституции СССР. Был также принят Закон о порядке введения в действие Конституции.

Конституция подчеркивала свою преемст­венность с предшествующими ей Конститу­циями (1918, 1924, 1936 гг.). Констатиро­валось построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства». В качестве цели указывалось на постро­ение «бесклассового коммунистического общества», базирующегося на общественном самоуправлении. Основой экономической системы при­знавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы — Советы.

В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль коммунистической партии (ст. 6). В тексте появились новые разделы: о политической системе общества, социальном развитии и культуре, внеш­ней политике, статусе народного депутата, вводная часть (преамбула).

Конституция состояла из девяти разделов: I. Основы общественного строя и политики; II. Государство и личность; III. Национально-государ­ственное устройство; IV. Советы народных депутатов и порядок их из­брания; V. Высшие органы власти и управления; VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках; VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор; VIII. Герб, флаг, гимн и столица; IX. Действие Конституции и порядок ее применения.

Конституция закрепляла новые формы «непосредственной демокра­тии»: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действий государст­венных и общественных организаций и т. д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культу­ры, свободу творчества.

В законе подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей. За каждой союзной республикой Конституция закрепляла право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. Конституция с большей определенностью подчер­кивала значение личности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.

В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР. Эта Конституция, как и другие республиканские конституции, в значительной степени по­вторила все основные положения союзного Основного Закона. В респуб­ликанских конституциях устанавливалось право республик участвовать в решении вопросов, отнесенных' к ведению Союза (в Верховном Совете, Президиуме Верховного Совета и Правительстве СССР). Само опре­деление Союза ССР как «единого союзного многонационального госу­дарства» говорило о стремлении усилить федеральные централистские начала.

В Конституции подчеркивался особый характер советской федера­ции: это единое союзное и одновременно многонациональное государст­венное образование. Составляющие федерацию союзные республики ха­рактеризовались в Основном законе как советские и социалистические. Независимо от своих размеров все республики СССР провозглашались равноправными, суверенитет Союза сочетался с суверенитетом союзных республик. В специальной главе Конституции определялся правовой ста­тус союзных республик, оговаривались их политические и экономические права. Наиболее важные функции (обороны, внешних сношений и т.п.) по-прежнему оставались в компетенции Союза. Характерно, что в Кон­ституции не подчеркивался национальный характер составляющих Союз отдельных республик. Определенные тенденции к централизации и пре­одолению национальных различий выразились в сформулированном государствоведами понятии «советский народ — новая историческая об­щность».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: