Развитие внесудебных карательных органов в конце 20-30 годов. Массовые репрессии 30-х годов

Значительное усиление государственного вмешательства в экономику, применение силовых методов требовали ужесточения центральной власти в стране в целом. Создания режима непререкаемой личной власти.
Конкурентов в верхах государственного управления Сталин устранил ещё в 20-е годы, убрав их с высших партийных и государственных должностей. Но это было только начало расправы с несогласными. Летом 1928 года, едва закончилось "Шахтинское дело", Сталин на очередном Пленуме ЦК заявил: "По мере нашего продвижения вперёд сопротивление капиталистических элементов будет возрастать, классовая борьба будет обостряться". Лозунг обострения классовой борьбы стал идеологическим обоснованием сразу для всех последовавших репрессий.
Репрессивная система.
Карательные органы.

В 30-е произошло окончательное становление органов массовых репрессий. В 1927 году Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ, бывшее ВЧК) получило право рассмотрения дел во внесудебном порядке. "Тройка" (в неё включались, помимо сотрудника ОГПУ, ещё представители обкомов ВКП(б) и исполкомов местных Советов) имела полномочия выносить любой приговор и немедленно приводить его в исполнение без права обжалования.
Даже и в судах с декабря 1934 года действовал особый порядок производства дел по обвинениям в террористической деятельности - в десятидневный срок, без адвоката, негласно и с немедленным приведением приговора в исполнение без права на обжалование.
К 1930 году относится создание Управления лагерями ОГПУ. С 1931 года оно именовалось Главным управлением лагерей - ГУЛАГ. Заключённые ГУЛАГовских лагерей занимались тяжёлыми хозяйственными работами в разных частях страны - например, на стройках. Один из крупнейших объектов, построенных в 30-х годах заключёнными - Балтийско-Беломорский канал на севере страны. Однако представление, будто советская экономика держалась на принудительном труде заключённых, неверно. Предельная численность довоенного ГУЛАГа - около 2 млн человек (предел - 2,6 млн в 1950 году). Из 176 млн, живших в стране. При том, что работали они лопатой и кайлом, в то время как рабочие на заводах использовали современную технику.
В 1934 году ОГПУ полностью вошло в состав НКВД, после чего именно этот комиссариат стал основным карательным органом с неограниченными полномочиями. Во главе НКВД встал фактически руководивший ОГПУ после смерти Дзержинского Генрих Григорьевич Яг о да, человек невысокого интеллекта, но старательный исполнитель.
Судебный процесс.

В декабре 1930 года государственные средства массовой информации стали широко пропагандировать открытый судебный процесс, названный " делом Промпартии " (якобы существовавшей подпольной Промышленной партии). Как и в "Шахтинском деле", обвиняемые признали свою вину и получили расстрельные приговоры (заменённые длительным заключением).
Новое веяние проявилось в том, что обвиняли их не просто во вредительстве (как "шахтинцев"), а в контрреволюционных планах. Это обвинение, в разных его вариациях, станет типичным для 1930-х годов.
Ещё одно характерное для политических процессов 1930-х годов явление, вполне проявившееся уже в "деле Промпартии" - использование признания обвиняемых в качестве самодостаточного доказательства вины. Теоретически этот метод обосновал прокурор СССР Вышинский (за что удостоился звания академика).
Уничтожение верхушки.
"Московские процессы".

Уже и в начале 30-х годов аресты среди интеллигенции по надуманным обвинениям стали привычным явлением. Однако массовое развёртывание репрессий относится ко второй половине 1930-х, когда происходит почти полная смена правящей верхушки.
Начальной вехой массовых репрессий стало убийство 1 декабря 1934 года Сергея Мироновича Кирова - того самого, что сменил Зиновьева во главе Ленинградской партийной организации. История эта довольно туманна; есть версия, что Кирова убили по приказу Сталина, но достаточных подтверждений тому нет. Как бы то ни было, Кирова причислили к советскому пантеону, а смертью его Сталин воспользовался для раскручивания репрессий.
Первыми пали ведущие деятели партии и государства 1920-х годов - бывшие оппозиционеры, уже отстранённые от власти, но ещё живые. Было объявлено, что убийство совершили подпольные оппозиционеры, моральную ответственность за которых несут Зиновьев с Каменевым. Они-то, вместе с рядом менее известных деятелей, и оказались на скамье подсудимых в первом "Московском процессе", состоявшемся в августе 1936 года. На следующем, втором, процессе (январь 1937-го) наиболее известными из обвиняемых были наркомфин 20-х годов (и участник почти всех антисталинских оппозиций) Григорий Яковлевич Сокольников и упоминавшийся в "ленинском завещании" Георгий Леонидович Пятаков. В марте 1938 года (3-й "Московский процесс") дошла очередь до бывшей "правой оппозиции" - в частности, Бухарина и Рыкова. Для получения признаний к подсудимым применялось как физическое, так и моральное воздействие. Почти все подсудимые "Московских процессов" признались в контрреволюционных заговорах и шпионаже в пользу различных иностранных разведок; почти все были расстреляны; остальные погибли в тюрьмах.

Смена первого поколения сталинцев.
Вслед за бывшими оппозиционерами пошло под нож первое поколение правоверных сталинцев, помогавших ему громить "уклоны". На очередном пленуме ЦК, в феврале-марте 1937 года, уже после первых двух "московских процессов", Сталин выдвинул мысль о том, что необходимо теперь искать врага не вне партии, а внутри неё - среди тех, кто кажется своим человеком и против партийной лини никак не выступает. В течение следующих двух лет происходила повальная смена партийно-государственных деятелей разных уровней. Те, кто ещё вчера требовал расстрелять "бухаринско-троцкистскую сволочь", сами оказались в застенках. Если брать не абсолютные цифры, а процент уничтоженных, то номенклатура оказалась слоем населения, более всего пострадавшим от сталинских репрессий. При этом репрессии по отношению к номенклатуре означали обычно не лагеря, а расстрел.
В качестве примера можно привести XVII съезд ВКП(б), проходивший в январе-феврале 1934 года. Официальная пропаганда называла его "Съездом победителей": побеждены "уклоны", проведена коллективизация, завершена первая пятилетка… Съезд состоял сплошь из славословия "великому товарищу Сталину" (не считая покаяний бывших оппозиционеров). До марта 1939 года, когда проходил следующий (XVIII) съезд партии, дожило меньше половины "победителей". А участвовало в XVIII съезде и вовсе несколько процентов.
С хрущёвских времён ходит версия, что на XVII съезде произошёл бунт против Сталина. По этой версии, более четверти съезда (300 человек) проголосовало против переизбрания Сталина в Политбюро ЦК, однако Сталин фальсифицировал итоги выборов, объявив, что против него подано лишь три голоса. Эта версия, однако, не имеет документального обоснования.

Репрессии в армии.
Наряду с политиками в репрессиях пострадали и военные. Правда, армией после убийства Фрунзе руководил преданный Сталину Ворошилов.

Но помимо Ворошилова, были опытные и авторитетные командиры, герои гражданской войны, у которых могло бы хватить самостоятельности выступить в качестве политической силы. Почти все они погибли в 1937-1938 годах. Были уничтожены три из пяти маршалов (Михаил Николаевич Тухачевский, Василий Константинович Блюхер, Александр Ильич Егоров), начальник морских сил Владимир Митрофанович Орлов и начальник Разведуправления РККА Ян Карлович Берзин. Погибли пятнадцать из шестнадцати командармов, 90 % командиров корпусов, половина командиров полков.
Репрессии в армейском руководстве носили столь массовый характер, что родилась даже версия о "заговоре Тухачевского". Якобы армейское руководство собиралось свергнуть Сталина, о чём он в последний момент узнал и разгромил всех так или иначе причастных к делу. Однако и эта версия эта не подтверждается документами, что переводит её в разряд приключенческой литературы.

Репрессии среди населения.
На пике политических репрессий 31 июля 1937 года был издан приказ НКВД о массовых репрессиях против "бывших кулаков, уголовников и других контрреволюционных элементов". Приказ, как видно из названия, относился не к верхам, а к широким слоям населения. Его воплощение резко повысило число осуждённых в стране. Только за 9 месяцев с 1 июля 1937-го по 1 апреля 1938 года население ГУЛАГа увеличилось более чем на 800 тыс., превысив 2 миллиона человек. На порядок повысился процент расстрелянных среди общего числа репрессированных. Если за весь 1936 год расстреляли 1118 человек, то за следующий - 353 тысячи.
Лично массовые репрессии 1937-1938 годов связаны уже не с Ягодой. Сам он тоже пал жертвой одного из "московских процессов". В сентябре 1936 года на посту наркома его сменил Николай Иванович Ежов. Но всего через два года, когда мавр сделал своё дело, убрали и его. С ноября 1938 года во главе НКВД воцарился Берия.

Смене главы НКВД соответствовала и смена политики. Масштаб репрессий начиная с ноября 1938 года резко сократился, так что в следующем году население ГУЛАГа не увеличилось. Хотя новые аресты и производились, им соответствовало число освобождённых.

Общее число.

Установить точное число жертв сталинских репрессий едва ли возможно, но приблизительные цифры таковы. Репрессированные по политическим статьям (контрреволюционная деятельность, шпионаж, измена родине…) с 1921 по 1953 год составили порядка 4 млн., в т.ч. 700 тыс. - с расстрельными приговорами. Учитывая незначительный масштаб репрессий до середины 30-х годов, все эти 4 млн можно считать жертвами сталинского периода.
При этом надо учитывать, что в действительности число расстрелянных больше, потому что судебный вердикт "10 лет без права переписки" тоже обычно означал высшую меру наказания. Кроме того, примерно для каждого десятого осуждённого на заключение в ИТЛ (исправительно-трудовом лагере) этот приговор тоже означал смерть: смертность в лагерях значительно превосходила обычную. Наконец, стоит подчеркнуть, что названные цифры относятся только к политическим осуждённым. И не затрагивают "уголовников", отправленных в лагерь за пять колосков с колхозного поля.

Вывод по репрессиям. Уже к концу 20-х годов Сталин встал выше любых других деятелей партии, разгромив всяческие "уклоны" и "оппозиции". В 30-е годы он перешёл к следующему этапу - из самого мудрого среди наследников Ленина он превратился в единственного наследника Ленина. Для этого пришлось физически уничтожить всех тех, кто при Ленине находился в верхнем партийном эшелоне и знал действительное, весьма средненькое, положение Сталина в партии в то время. Включая и тех, кто помогал Сталину громить "оппозиционеров" 20-х годов. Как следствие, в число репрессированных попали не только противники культа личности, но и безусловные приверженцы Сталина.
Заодно, в видах укрепления дисциплины, репрессии были проведены и в широких кругах населения, не имевших отношения к политическому управлению.
Одновременно с политическим, массовые репрессии имели и идеологическое значение: ничто так не сплачивает население с правительством, как борьба с врагами народа, неважно, действительные они или мнимые.

81. Главными особенностями внешнеполитической деятельности Советского государства являлись: наличие двух социально-политических систем — мировой системы социализма и мировой системы капитализма, продолжение «холодной войны», противостояние Советского Союза и Соединенных Штатов Америки.

Одним из основных принципов внешней политики СССР являлся принцип мирного сосуществования двух систем, который получил юридическое закрепление в Конституции СССР 1977 г.

К числу достижений внешней политики СССР следует отнести принятие Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1979 г. в Хельсинки. В Совещании приняли участие главы 33 государств Европы, а также США и Канады.

СССР продолжал отстаивать предложения по прекращению гонки вооружений, запрещению атомного и водородного оружия, ограничению стратегических вооружений. В результате между СССР и США были достигнуты соглашения по противоракетной обороне — ОСВ-1 и ОСВ-2.

Развивались отношения СССР с социалистическими странами. Они охватывали политическую, экономическую, научно-техническую и культурную сферы.

7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР была принята новая Конституция СССР. Представительные органы власти стали теперь называться Советами народных депутатов. Изменялись сроки полномочий Советов: полномочия Верховного Совета СССР увеличивались до 5 лет, местных Советов — до 2,5 лет. Устанавливалось равное число депутатов в палатах Верховного Совета СССР — по 750 человек.

В июле 1978 г. был принят новый Закон о выборах в Верховный Совет СССР, основывавшийся на положениях Конституции 1977 г. В апреле 1979 г. он дополнен законом «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» и законом «О статусе народных депутатов в СССР».

С целью повышения контроля Верховного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им органов был принят Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов, порядок законотворческой работы, контрольной деятельности и формирования подотчетных Верховному Совету органов.

В 1966 г. была изменена организационная структура палат Верховного Совета СССР — Совета Союза и Совета Национальностей: наряду с бюджетной комиссией, комиссией по иностранным делам и мандатной комиссией формировались новые комиссии по направлениям деятельности Верховного Совета и направлениям государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. При каждой из палат Верховного Совета СССР было сформировано 16 постоянных комиссий. 19 апреля 1979 г. Верховным Советом было принято новое Положение о постоянных комиссиях.

В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР, который выполнял роль организатора всей работы Верховного Совета. Усилилась контрольная деятельность Верховных Советов СССР и союзных республик и законотворческая деятельность Верховных Советов союзных республик.

В 1962 г. была создана система партийно-государственного контроля. Система возглавлялась Комитетом партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР. На местах образовывались комитеты партийно-государственного контроля и группы содействия. Задачи КПГК и его местных органов определялись следующим образом: оказание помощи партии и государству в выполнении Программы КПСС, организации систематической проверки исполнения директив партии и правительства, в борьбе за всемерный подъем социалистической экономики, соблюдении партийной и государственной дисциплины и социалистической законности.

В декабре 1965 г. контрольные органы были переименованы в органы народного контроля. В декабре 1968 г. правительство утвердило Положение об органах народного контроля, в систему которых вошли Комитет народного контроля СССР; комитеты союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей и округов, районов, городов; группы народного контроля при поселковых и сельских Советах, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. После принятия новой Конституции в ноябре 1979 г. Верховным Советом СССР был утвержден Закон о народном контроле, определявший функции и структуру органов народного контроля.

Система правоохранительных органов была приведена в соответствие с Конституцией 1977 г. В конце 1979 г. были приняты новые законы СССР: о Верховном суде СССР, о Прокуратуре СССР, о Государственном арбитраже в СССР, об Адвокатуре в СССР. В июне 1980 г. были внесены соответствующие изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве.

Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет. Его основными задачами являлись: надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению законодательства.

Законом о прокуратуре расширялась сфера применения прокурорского надзора: в нее были добавлены государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных Советов. С 1979 г. стали образовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей.

В систему арбитражных судов входили: Государственный арбитраж, арбитражи союзных республик, арбитражи автономных республик, краев, областей, города, автономных областей и округа. Арбитражные органы действовали в соответствии с Законом об арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйственных споров и Положением о Госарбитраже при Совете Министров СССР.

В соответствии с Законом об адвокатуре и республиканскими положениями об адвокатуре создавались коллегии адвокатов объединения на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. На адвокатов возлагалось осуществление следующих задач: защита обвиняемого, представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика, участие в рассмотрении дел в суде и на предварительном следствии, оказание юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций.

В 1960 г. было упразднено МВД СССР, его функции передавались МВД союзных республик. В 1962 г. они были переименованы в министерства охраны общественного порядка. В 1966г. в целях обеспечения единого руководства деятельностью органов правопорядка в борьбе с преступностью было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В ноябре 1968 г. оно было преобразовано в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР).

На развитие гражданского права существенное влияние оказала Конституция СССР 1977 г., которой закреплялось господство социалистической собственности и расширялись ее формы. Конституция устанавливала следующие формы социалистической собственности: государственная и колхозно-кооперативная, собственность профсоюзных и иных общественных организаций.

Конституция СССР регулировала также личную собственность граждан. Так, ст. 13 устанавливала, что основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы. В личной собственности граждан могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность и право ее наследования охранялись государством.

Конституция СССР устанавливала, что имущество, находящееся в личной собственности или пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.

Конституция СССР определяла юридические гарантии охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан. Ст. 57 гласила: «Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательства на честь, и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество».

Ст. 58 Конституции СССР предусматривала право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

В Конституции СССР 1977 г. получили закрепление и некоторые положения семейного права. В ст. 53 Конституции СССР устанавливалось: «Семья находится под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях».

27 июня 1968 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. В соответствии с Основами в 1969—1970 гг. были приняты брачно-семейные кодексы в союзных республиках.

Основы законодательства о браке и семье признавали законными только браки, зарегистрированные в органах загса. Фактический брак не нес юридических последствий.

Для вступления в брак требовалось соблюдение следующих условий: взаимное согласие, достижение брачного возраста, несостояние в другом браке, дееспособность, отсутствие близкого родства.

Согласно Основам законодательства о браке и семье для мужчин и женщин устанавливался одинаковый брачный возраст — 18 лет. Этот возраст мог быть снижен по решению местных органов власти, но не более чем на два года.

Изменился порядок расторжения брака. Вопрос о расторжении брака решался в народном суде либо в органах загс, если супруги не имели несовершеннолетних детей и выражали взаимное согласие на развод.

Основы и республиканские кодексы содержали нормы, направленные на защиту интересов матери и ребенка.

Иностранцы и лица без гражданства пользовались правами и несли обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с советскими гражданами.

Закрепляя право на труд, Конституция СССР 1977 г. расширила его содержание, включив в него право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, учетом общественных потребностей. Одновременно в Конституции содержались положения об обязанности каждого гражданина СССР добросовестно трудиться в избранной им области, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.

Конституция СССР также закрепляла следующие права граждан в области трудовых отношений: на отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца.

Провозглашенные и закрепленные в Конституции СССР права граждан были реальными и обеспечивались не только юридическими, но и материальными гарантиями.

В 1966—1967 гг. была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Был повышен минимальный размер заработной платы.

В 1970 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, в последующие годы в союзных республиках были приняты новые кодексы законов о труде (в РСФСР в 1971г.).

Некоторым изменениям подверглось пенсионное законодательство. Были увеличены размеры пенсий отдельным категориям работников, произошло улучшение пенсионного обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны и семей военнослужащих, погибших на фронте.

23 октября 1980 г. Верховным Советом СССР были введены в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях.

Под административным правонарушением понималось противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан либо на установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность.

К административным правонарушениям в соответствии с Основами относились нарушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, мелкие хищения, спекуляция и др.

Административной ответственности подлежали лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Основы закрепляли систему административных взысканий (предупреждение, штраф и т. д.).

В соответствии с общесоюзными Основами в союзных республиках были приняты кодексы об административных правонарушениях. В РСФСР такой Кодекс был принят в 1984 г.

Для развития уголовного права в рассматриваемый период характерны две тенденции:

усиление правовых гарантий при определении виновности лица, совершившего уголовно-правовое нарушение;

смягчение ответственности лиц, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности.

В рассматриваемый период был осуществлен ряд мер по усилению ответственности за совершение преступлений, представлявших большую общественную опасность. Так, в 1966г. была повышена ответственность за совершение хулиганства, особо каралось злостное хулиганство, связанное с применением или попыткой применения оружия. В 1973 г. были установлены жесткие меры наказания за угон воздушного судна, если эти действия повлекли гибель людей или причинение тяжких телесных повреждений.

82. Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкеви-чем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий. Причины распада СССР. В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказались за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось. СССР распался. Почему? Приведем наиболее распространенные объяснения, которые предлагают исследователи: — СССР создавался в 1922 г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, по существу, унитарное, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет, трудности загонялись вглубь, не решались. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладыва- лось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным; — СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов; — сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий; — советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны; — единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями; — политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит. Значение распада СССР. Значение столь масштабных событий определяется временем. С момента рас- пада СССР прошло всего 10 лет, историки и политики, граждане государств, возникших на месте СССР, находятся во власти эмоций и еще не готовы к взвешенным, обоснованным выводам. Отметим поэтому очевидное: распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств; коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР; возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом. Становление новой российской государственности. Процесс становления новой российской государственности начался принятием Верховным Советом РСФСР Декларации о суверенитете России (1990) и выборами первого российского президента (12 июня 1991). С распадом СССР (декабрь 1991) статус Российской Федерации как независимого суверенного государства стал юридической и фактической реальностью. Период становления российской государственности завершился 12 декабря 1993 г., когда на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации и окончательно демонтирована советская политическая система. Рождение современного Российского государства было драматическим, крайне болезненным и сложным процессом



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: