Концепция развития бухгалтерского учета России

Переход экономики нашей страны на условия рыночных отношений, появление в связи с этим новых фактов хозяйственной деятельности, передача предприятий из государственной собственности в коллективную, и даже частную собственность, потребовали известных дополнений, а по некоторым операциям и перестройки в системе бухгалтерского учета. Появление акций и других ценных бумаг, использование иностранной валюты при выходе на международный рынок, инфляционные признаки в экономике, отказ от централизованного регулирования ценообразования, новые виды расчетов между организациями и многие другие аспекты рыночных отношений потребовали соответствующих изменений в методологии учета.

Формирование рыночной инфраструктуры и развитие российской экономики невозможны без надлежащей организации системы бухгалтерского учета. Недаром Правительством Российской Федерации еще в 1997 году важнейшей составляющей реформы предприятия было признано улучшение постановки бухгалтерского учета на хозяйствующих субъектах (Постановление Правительства Российской Федерации о 30.10.97 г. № 1373).

При подготовке Программы реформирования Российского учета возник вопрос о том, что взять за основу при проведении работы по реорганизации бухгалтерского учета - правила бухгалтерского учета какой-то конкретной страны или международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), разрабатываемых Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

После тщательного обсуждения было признано целесообразным ориентироваться на МСФО. При чем вопрос о «переходе» на МСФО не рассматривался. Было принято решение использовать МСФО только:

1) при создании концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России для обеспечения сопоставимости бухгалтерской информации формируемой российскими и западными компаниями;

2) в процессе разработки национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету – в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия международно-принятой практике.

Данный подход используется большинством экономически развитых стран мира. Как свидетельствует мировая практика, переход к использованию МСФО является постепенным и целенаправленным процессом. Невозможность быстрого перехода обусловлена необходимостью реализации широкого круга мероприятий, делающих этот переход реальным. В частности, требуются коррективы в законодательстве, прежде всего, в гражданском и налоговом, а также пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерского учета. Органы, регулирующие учет должны подготовить и издать детальные инструкции по внедрению и применению новых положений (стандартов). Налоговым органам потребуется пересмотреть свои подходы к использованию данных бухгалтерского учета в отчетности включая серьезные изменения в налоговых декларациях.

Основные направления реформы учета в стране были определены Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и институтом профессиональных бухгалтеров России в декабре 1997 г. и опубликованной в профессиональной печати. В этой Концепции, на основе проведенного анализа российской и международной практики, тенденций развития бухгалтерского учета были сформулированы подходы к построению российской системы бухгалтерского учета на ближайшие 10-15 лет.

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России определила основы построения системы бухгалтерского учета в условиях экономической среды, складывающейся в стране. Она основывалась на последних достижениях науки и практики, ориентировалась на модель рыночной экономики, использовала опыт стран с развитой рыночной экономикой и отвечала международно-признанным принципам учета и отчетности.

Концепция не заменяла никакие нормативные акты по бухгалтерскому учету. Если какое-либо положение Концепции противоречило положению законодательного или нормативного акта по бухгалтерскому учету, то исполнению подлежало положение законодательного или нормативного акта.

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в области бухгалтерского учета и отчетности Российской Федерации произошли значительные изменения, но, несмотря на определенные успехи в развитии, в бухгалтерском учете и отчетности имелись серьезные проблемы, которые проявлялись:

– в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;

– в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

– в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

– в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

– в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;

– в недостаточности участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;

– в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

Для решения вышеназванных проблем, в июле 2004 г Минфином России была разработана Концепция бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, согласно которой целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004 - 2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике. Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности планируется осуществлять по следующим основным направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: