Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Кафедра философии, социологии и психологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_________________Е.С. Ивлева
«____» _____________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА
Для направления подготовки 100700.62 ТОРГОВОЕ ДЕЛО
Профиль подготовки: «Коммерция»
Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР
Форма обучения очная
Санкт-Петербург
ЛИСТ РАССМОТРЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению подготовки 100700.62Торговое дело (профиль «Коммерция»).
Обсуждено
на заседании кафедры философии, социологии и психологии
«__»________ 2013 г., протокол № __
|
|
Зав. кафедрой _________________ / С.О. Снисаренко
ОДОБРЕНО
методическим советом института гуманитарных и социальных наук
«__»________ 2013 г., протокол № __
Председатель методического совета _________________ / С.О. Снисаренко
СОГЛАСОВАНО
Зам. проректора
по вузовскому образованию___________________ / О.Г. Смешко/
Начальник методического отдела_______________ / Е.В. Новик/
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины — формирование студентом системы профессиональных компетенций в области фундаментальных исследований, прикладных разработок и практики психологии лидерства.
Задачи курса:
· формирование системы современных знаний о проблемах психологии лидерства как комплексной научно-практической психологической дисциплины; основных направлениях и подходах отечественной и зарубежных научных школ в решении научно-исследовательских задач психологии лидерства;
· формирование целостного представления о теоретических основах и методах психологии лидерства;
· развитие умений свободного оперирования основными категориями и понятиями психологии лидерства, ее принципами и методами;
· формирование умений и закрепление навыков применения знаний в области психологии лидерства для решения прикладных задач психологии лидерства.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Психология лидерства» является дисциплиной по выбору студента (В.3.2.7) и входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла дисциплин по направлению подготовки 100100.62Сервис (профиль «Сервис в индустрии моды и красоты»), предназначена для студентов 2-го курса (4-й семестр).
|
|
В методическом плане дисциплина «Психология лидерства» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла: «Психология и педагогика», «Социология», «Этика и эстетика».
Для освоения дисциплины студенты должны обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
Код компетенции | Наименование и (или) описание компетенции |
ОК -5 | Способен к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни |
ОК-15 | Стремится к постоянному личностному развитию и повышению профессионального мастерства; критическому оцениванию с помощью коллег своих достоинств и недостатков, обобщению необходимых выводов |
ОК-17 | Способен к обобщению, анализу, систематизации, постановке целей и выбору путей их достижения; умеет логически верно, аргументированно и ясно строить свою речь |
ОК-18 | Готов к компромиссу с потребителем по возможному варианту и требуемому качеству обслуживания |
ПК – 2 | Готов выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности |
Студент должен:
знать | сущность, формы и функции исторического знания; движущие силы и закономерности исторического процесса; основные события, процессы и исторические этапы развития Российского государства в контексте мировой истории; место человека в историческом процессе; роль России в истории человечества и на современном этапе | ОК-5 |
основы саморазвития, повышения квалификации и мастерства в профессиональной деятельности | ОК-15 | |
основные философские понятия и категории; систему категорий и методов, направленных на формирование аналитического и логического мышления; основные методы поиска, обобщения и анализа информации; основы культуры устной и письменной речи | ОК-17 | |
пути и методы решения компромисса с потребителем по возможному варианту и требуемому качеству обслуживания | ОК-18 | |
основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности | ПК-2 | |
уметь | ориентироваться в мировом историческом процессе; анализировать и оценивать исторические факты, события и процессы; выражать и обосновывать свою позицию по отношению к историческому прошлому; оценивать вклад России в развитие материальной и духовной культуры человеческой цивилизации; выявлять место и роль личности в истории | ОК-5 |
сознательно выбирать нравственную позицию, осуществлять самоконтроль за состоянием организма и использовать средства физической культуры для оптимизации собственной работоспособности; проявлять активную гражданскую позицию: реализовывать личные планы саморазвития, повышения квалификации и мастерства; критически оценивать свои достоинства и недостатки; обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию | ОК-15 | |
применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; понимать и анализировать философские проблемы; извлекать, понимать смысл, интерпретировать получаемую информацию; логически обосновывать свои мысли в контексте речевой и профессиональной деятельности; формулировать цель и находить пути ее достижения | ОК-17 | |
применять пути и методы решения компромисса с потребителем по возможному варианту и требуемому качеству обслуживания | ОК-18 | |
выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности | ПК-2 | |
владеть | технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных знаний в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности; методами изучения истории; историческими методами анализа социальных явлений и процессов | ОК-5 |
навыками выбора средств развития своих достоинств и устранения своих недостатков; навыками саморазвития, повышения квалификации и мастерства | ОК-15 | |
навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества; общефилософскими методами анализа, приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний; приемами обобщения, анализа, критического восприятия информации; навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии | ОК-17 | |
готовностью к компромиссу с потребителем по возможному варианту и требуемому качеству обслуживания | ОК-18 | |
способностью выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности | ПК-2 |
Освоенные студентом компетенции как результат процесса обучения дисциплине «Психология лидерства» могут быть базовыми для таких дисциплин, как: «Имиджелогия» (В.1.10), «Психологический практикум» (Б.3.4), «Конфликтология» (В.3.15).
|
|
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: ОК-2, ОК-5, ОК-8, ОК-9,ОК-16, ПК-1 (согласно ФГОС ВПО):
Код компетенции | Наименование и (или) описание компетенции |
ОК -2 | Готов использовать базовые положения математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач |
ОК 6 | Готов демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии |
ОК -8 | Способен к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов, готов демонстрировать уважение к людям, толерантность к другой культуре, поддерживать партнерские отношения |
ОК -9 | Способен к работе в коллективе, в том числе применяя принципы и методы организации и управления малыми и средними коллективами |
ОК-16 | Готов самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, развития социальных и профессиональных компетенций, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования |
ПК – 1 | Способен к диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями |
В результате изучения дисциплины студент должен:
|
|
Компоненты компетенции | Содержание компетенции по компонентам | Код компетенции |
Знать | основные положения математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; основные методы и формы научного познания; теоретические основы, понятия и категории психологии лидерства, основные подходы и концепции лидерства | ОК-2 |
свои права и обязанности как гражданина своей страны | ОК-6 | |
основные моральные и правовые нормы, сущность содержание и принципы партнерства и толерантности | ОК-8 | |
признаки коллектива и его характеристики как социальной группы; принципы и методы организации и управления малыми и средними коллективами | ОК-9 | |
структуру личности; основные психологические закономерности развития личности, в онтогенезе и социогенезе; условия и движущие силы личностного развития | ОК-16 | |
методы диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями | ПК-1 | |
Уметь | использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; использовать знания для решения научно-исследовательских и прикладных задач психологии лидерства | ОК-2 |
руководствоваться моральными нормами в социальном взаимодействии и реализации гражданской ответственности; этическими и правовыми нормами, регулирующими отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой в своей деятельности | ОК-6 | |
осуществлять социальное взаимодействие на основе принятых в обществе моральных и правовых норм | ОК-8 | |
применять принципы и методы организации и управления малыми и средними коллективами | ОК-9 | |
диагностировать свои личностные особенности и степень выраженности способности к саморазвитию; выявлять уровень своего профессионального мастерства и его соответствие требованиями профессии; оценивать уровень развития лидерской одарённости | ОК-16 | |
применять методы диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями | ПК-1 | |
Владеть | основами методологической культуры; различными методами анализа социальных процессов и явлений; понятийным аппаратом социальных, гуманитарных и экономических наук; навыками исследования современных проблем в общественной и профессиональной деятельности | ОК-2 |
готовностью и стремлением к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии | ОК-6 | |
навыками эффективного взаимодействия личности с социальным окружением на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов; готовностью демонстрировать уважение к людям, толерантность к другой культуре, поддерживать партнерские отношения | ОК-8 | |
готовностью к социальному взаимодействию с коллегами, работе в команде и самостоятельно на основе моральных и правовых норм и готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений; принципами и методами организации и управления малыми и средними коллективами | ОК-9 | |
навыками анализа своей профессиональной деятельности; навыками анализа своих личностных особенностей; навыками самообразования | ОК-16 | |
навыками использования методов диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями | ПК-1 |
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестры |
4-й семестр | ||
Аудиторные занятия (всего) | 36/1 | 36/1 |
В том числе: | ||
Лекции | ||
Семинары (С) | ||
Самостоятельная работа (всего) | 78/2 | 78/2 |
В том числе: подготовка рефератов, слайдов, докладов к учебной конференции, семинарам | ||
Экзамен | 36/1 | 36/1 |
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | ||
5. Содержание дисциплины
5.1 Содержание тем дисциплины