Сакские племенные союзы: этнический состав, расселение, хозяйство и культура

Саки (VII-IVвв. д.н.э.). В этот народ входили племена: Парадарайя (заречные, заморские) - в Приаралье; Тиграхауда - «носящие остроконечные шапки» - в Семиречье; Хаомаварга - «варящие бодря­щий напиток хаома» - на р. Мургаб; Массагеты - на востоке «по ту сторону Сыр-Дарьи»; Даb, каспии и др. Сакские племена объединялись в союзы.

О саках мы знаем: из «Авесты», древних персидских (иранских) источниках («могучие мужи», «туры с быстрыми конями»). Тексты, составленные по приказу персидских, царей представляют наиболь­ший интерес. О саках, как похожих на скифов, писал Геродот. Греки называли саков азиатскими скифами. Страбон сообщает об архитек­турных памятниках Приаралье: Чирик-Рабат (место захоронения знат­ных особ), Бабиш-мулла, Баланды и др. На зимних пастбищах сосре­доточено самое большое количество курганных могильников.

Политическая история. Правители (цари) отождествлялись с Солнцем. Избирались они из сословия воинов. Слои общ-ва: воины, жрецы (хранители знаний эпохи бронзы), общинники. Большая роль женщин (пережиток матриархата), они имели право воевать наравне с мужчинами.

VI в.д.н.э. - войны с персами за независимость. Царица Томирис победила персидского царя Кира и бросила его голову в мешок с кро­вью. Помимо нее известна еще царица Зарина. В войне с персами со­вершил подвиг пастух Ширак. Дарий I в походах 519-518 гг. д.н.э. под­чинил тиграхауда. Саки наемниками у персов воевали с греками при Марафоне (490 г.д.н.э.). Александр Македонский воевал с саками в IV в.д.н.э. Во время его похода была построена Александрия Эсхата (за­думывалась как опорный пункт). Жестокость завоевателя вызвала вос­стание саков.

Хозяйство. Оседло-кочевой образ жизни (из-за близости к городским центрам и торговым путям). Кибитки — передвижные жили­ща. Впервые широкое распространение получает кочевое скотоводст­во. Переход к нему позволил резко увеличить численность стад (ло­шадей и овец). Пастбища распределял царь. Преобладает коневодство (конь в мифологии саков - символ огня и солнца; кабан - грома). Верблюдоводство развито в Южном и Западном Каз-не.

В развитии ремесла, торговли проявилось высокое развитие «лазуритовый» участок Вел.Шелк.пути (из Памира в Иран, Месопота­мию). Пленных(рабов) использовали в домашнем хоз-ве.

Культура. На искусство саков повлиял Ахеменидский Иран. С VII-VI в.д.н. и до начала нашей эры существовал «звериный стиль» (по Д.Эдингу вышедший «из лесов и долин»). Инкрустация — вставки из цветных камней. «Храмы огня» в Семиречье. Зороастризм почитает 4 стихии (воду, огонь и т.д.). В 1969 г. найдена могила «Золотого чело­века» (V-IV вв. д.н.э.). На его одежде найдено свыше 4-х тыс.золотых изделий. Уже в III в.д.н.э. на базе сакских племенных союзов возникают новые, более сложные политические системы. С этого времени начинают пояаляться ранние государства кочевников Центральной Азии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: