Казахское ханство во втоой половине XI в

Во 2-й трети XVI в. хан Хакк-Назар (1538-80) возглавил борьбу (в союзе с киргизами) с могулами и ойратами, а также вступил в слож­ные взаимоотношения с ногайцами, башкирами и татарами. Пытался восстановить ханство после Касыма. Для противостояния сибирскому хану Кучуму, он вступил в союз с узбекским ханом Абдаллахом. Один из 1-х послов России в Казахстане - Третьяк Чебуков (1573 г).

Таукелъ-хан (с араб, языка «упование») называл себя ханом каза­хов и калмыков. В 1594 г. отправляет в Москву посольство Кул-Мухаммеда с целью заключения дружественного соглашения с Рус­ским правительством и освобождения племянника Ураз-Мухаммеда (бывшего здесь «аманатом», т.е. заложником)

В 1595 г. с Таукелем вел переговоры русс, посол Степанов. В 1598 г. он умирает от тяжелого ранения, полученного при осаде Бухары.

Хак-Назар хан (1538-1580) – сын Касым хана, внук Жанибек хана. Придя к власти, Хак-Назар начал активную деятельность по объединению казахских народов. Значительно усилившись, Хак-Назар в 1568 году совершил поход против Мангытского Юрта и закрепил за собой земли Северного Приаралья. В период 1555-1558 годы войска Хак – Назара держали в постоянном напряжение правителя Ташкента, Наурыз-Ахмета. В этот же период разворачивается борьба с Сибирским ханом шайбанидов Кучумом. После ряда походов Хак-Назару удалось присоединить земли в верховьях Тобыла и Жаика. Несмотря на вспыхивающие постоянно войны Хак-Назару удалось объединить распавшееся после смерти Касым хана Казахское ханство. К концу его правления границы ханства на западе проходили по Уралу (Жаику), на севере – Есилю и Нуре, на востоке – Шынгыстау, Балхашу и реке Шу. На юге казахские владения в плотную подходили к Ташкенту. Кроме казахов ему подчинялась часть башкиров и кыргызов. При нем развивались торговые и культурные связи между близкими в этническом отношении кочевым и оседлым населением Центральной Азии. Тауекель-хан. Поиски путей сближения с Россией.
После смерти Хакк-Назара ханом казахов стал Шигай (1580-1582), потомок хана Джанибека. Он со свои ми сыновьями также оказал поддержку узбекскому чану в борьбе с Баба-султаном, в частности участвовал в знаменитом походе Абдаллаха 1582 г. через Туркестан, где последний осаждал крепости Сайрам, Сауран, Туркестан. На обратном пути Баба-султан был убит казахским султаном Таваккулом (Теуекелем), сыном Шигая. Сырдарьинские города сдались Абдаллах-хану, где он поставил своих наместников. Казахским же правителям в награду за помощь достались пожалования не здесь, а в Средней Азии. Нужны были другие пути для закрепления в регионе сырдарьинских городов, а значит, усиления ханства.
В 1586 г. Теуекель захватил ряд городов в Туркестане, пытался взять Ташкент. В период с 1586 до 1594 г. ему пришлось утверждать свое право на ханствование в длительной борьбе с другими казахскими султанами, сыновьями Хакк-Назара. Наладив отношения с Москвой, в которых он видел возможность военного союза для борьбы с узбекским ханом, Теуекель-хан в 1598 г. предпринял новый поход в Среднюю Азию, в одном из сражений разбил войско Абдаллаха, вернулся в Туркестан. В этом же году, используя мирную обстановку на северо-западных границах своего государства и междоусобицу Шайбанидов в Средней Азии, замену этой династии новой династией Аштарханидов, он успешно завершает длительную борьбу за сырдарьинские города. Предприняв новый поход в Среднюю Азию, Теуекель-хан занял города Ахси, Андижан, Ташкент, но в одной из битв был тяжело ранен и умер в том же году в Ташкенте.

По договору нового казахского хана Есима (1598-1628), сына Шигай-хана, с представителем Аштарханидов в состав Казахского ханства вошли Туркестан с его городами, а также Ташкент с вилайетом, и на некоторое время Фергана. Но на Ташкент распространялся суверенитет Аштарханидов (упоминание имени хана этой династии в хутбе и на монетах, чеканенных в Ташкенте, отправка ему части собранных в вилайете налогов и др.). Казахские правители нарушали эти условия договора, что вызвало длительную борьбу в начале XVII в. между казахскими и узбекскими ханами.
Так окончилась длительная борьба казахских ханов за оседло-земледельческие районы Южного Казахстана, города на Средней Сырдарье. С этого времени в состав казахского государства окончательно вошел этот регион и на двести лет Ташкент.

Культура. Жеты каракшы - звезда, служившая казахам ночью. С появлением Сириуса нельзя было купаться (вода холодная). Есепчи занимались метеорологией и счетом времени. Шубат - целебный на­питок из верблюжего молока. Зенги-баба - дух-хранитель коровы у кочевников. Тандыр - тип очага ХГП-ХУШ вв.

Состязание кокпар - скачки с тушей козла. Жамбы ату — спор­тивная игра, где стрелой из лука надо было сбить слитки из серебра. Саят - охота с ловчими птицами. Свирель - музыкальный инструмент сделанный из камыша и дерева. Шекпен - мужской плащ из шерсти верблюда.

Кадыргали Жалаири автор книги "Жамигат таурих" (наиболее важное истор.произведение XVII в). Его историческое произведение "Жылнамалар жиниги" посвящено русскому царю Борису Годунову. «Тарих Абулхаир-хани» - произведение Усмана Кухистани. Дастан «Ер-Косай» относится к героическому эпосу. «Кобланды батыр» -эпос кьшчаков ХШ-ХГУ вв. о войне с ханом Ирана. Устное народное творчество - зеркало всех сторон жизни казахов. Персонажи Аяз би и Жиренше встречаются в сказках. Доспамбет - знаменитый жырау XVI в. Арабской графикой казахи пользовались в XV-XVII вв. В XVI-XVIII вв. в степи усилено распространяется ислам.

От-ана (Огонь) - покровитель домашнего очага. Отпен аластау -обычай изгнания злого духа огнем. Саукеле - свадебный головной убор девушки. Сут акы - подарок жениха матери невесты. Через год замужества женщина одевала головной убор желек, а после рождения детей - кимешек. Шашбау - металлическое украшение для волос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: