Вчення Д.Гартлі, Д. Берклі, Д. Юма, Д. Мілля, Д. Локка

Дэвид Гартли (1705 – 1757) написал книгу «Размышление о человеке, его строении, долге, упованиях». Считает эту работу систематическим исследованием по проблеме ассоциации. Гартли считает, что основным законом ассоциации является закон смежности, на основе которого он пытался объяснить явление памяти, рассудка, эмоций, воли, непроизвольного действия.

Его учение это первая материалистическая концепция бессознательного.

Рецептор должен рассматриваться не сам по себе, а как компонент системы.

Выдвинул идею о том, что следующее за раздражением рецептора движение мышц могут происходить в незаметной для внешнего восприятия форме.

Волевое поведение возникает у человека благодаря соединению сенсорных реакций с речью.

Гартли считал, что повторимость впечатлений, также является достаточным основанием для возникновения ассоциации. «Знание – опыт», врожденных ассоциаций нет. По мере взросления человека сложные психические связи между его идеями множатся в ассоциации.

Мир воспринимается с механических позиций. Он пытался объяснить психологические процессы, руководствуясь механистическим принципом, но и старался раскрыть лежащие в основе физиологические процессы.

Принимал идею импульса в физическом мире. Посредством вибрации импульсы передают по нервам из одной части тела в другую. Применил эту идею к пониманию функционированию мозга и нервной системы в целом. Мозговые вибрации являются физиологической основой появления идей у человека.

Джордж Беркли (1685 – 1753) опубликовал 2 философские работы, которые повлияли на психологию «Опыт новой теории зрения» и «Трактат о началах человеческих знаний».

Дж. Беркли считал, что все наши знания о внешнем мире происходят из опыта. Отвергал различия первичных и вторичных качеств. По его мнению, все качества вторичны. Он утверждал «быть – значит быть в восприятии». Нам не доступны истинные характеристики внешнего субъективного мира поскольку все, что мы о нем можем знать – это наше восприятие.

Для объяснения процесса познания Беркли использует теорию ассоциации. Наши знания есть сочетание взаимосвязанных простых идей отдельных психических элементов. Т.е. сложные представления представляют собой комбинацию ряда простых, возникающих благодаря имеющимся у нас органов, чувств Беркли использовал идею ассоциации для объяснения глубинного, пространственного зрения.

Дэвид Юм (177-1776) провозгласили единственным объектом познания опыт. Отбросил рефлексию как источник познания.

ОПЫТ = впечатления + ощущения + эмоции... + идеи.

Развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке «впечатлений», причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой.

Отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции. Разрабатывал теорию ассоциации идей.

Д.С.Милль ( 1806 – 1873)по наставлению дочери написал кн. «Порабощение женщины» Благодаря своей плодовитости стал популярным и влиятельным автором в развивающейся научной психологии. Но он подверг критике позицию своего отца о пассивности человеческого ума, действующего под влиянием внешних стимулов.

Д.С.Милль считает, что ум играет активную роль в выработке ассоциативных идей. Сложные идеи не есть просто результат суммирования нескольких простых идей. В ходе процесса ассоциирования возникают новые качества.

С позиции такого творческого синтеза сочетание нескольких психических элементов всегда порождает новое отличное от исходного качество.

На развитие взглядов Д.С.Милль значительное влияние оказало знание химии. И именно из химии он позаимствовал модель психических процессов альтернативную физически механистической модели, оказывает столь сильное влияние на его отца и на все поколение эмпириков и ассоционистов.

Его отец Джеймс Милль (1773 – 1836) написал: «История британской Индии», «Анализ феноменов человеческого ума» (1829).

Хотел изгнать идею субъективности или психической деятельности и доказать, что человеческий ум есть не более чем машина. Ум – некая пассивная структура, приводимая в движение только внешними стимулами. В ответ на эти стимулы человек реагирует автоматически, т.е. мы вообще не обладаем способностью действовать спонтанно (свободной воли нет).

В качестве основного метода исследования предлагал метод анализа, сведения психических явлений к их элементарным состояниям.

Он отмечал, что «четкое знание элементов совершенно необходимо,

Ум человека не обладает, ни какими творческими функциями: ассоциация – это процесс автоматический, пассивный.

Джон Локк (1632 – 1704) в области психологии в 1690г. выпускает книги «Опыт о человеческом разуме». В ней он отрицает декартовские врожденные идеи (идея Бога усваивается в детстве и человек не помнит себя без нее, поэтому она кажется врожденной)

Существуют 2 опыта:

- внешний

- внутренний.

Один основывается на чувствах; другой – на осмыслении своих действий и состояний, т. е. рефлексией. Этот внутренний рефлексивный опыт вторичен по отношению к опыту чувственному.

Локк различает простые и сложные идеи. Простые появляются на основе как чувственного, так и рефлексивного опыта, и пассивно воспринимаются умом, не поддаются анализу, т.к. они элементарны.

Сложные идеи образуются в результате сочетания и комбинирования простых. Это является началом эпохи психохимического подхода развиваемого теорией ассоциаций.

С точки зрения Локка сознание ребенка по законам физике элемент психики, т.е. психическими атомами являются простые идеи. Они представляют собой полный аналог материи атомов составляющих вселенную. Их сочетание и комбинации образуют знание. Локк различал первичные и вторичные качества. Первичные существуют независимо от нашего восприятия. Вторичные существуют через наше восприятие. Таким образом, Локк признавал субъективный характер человеческого восприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: