1 гДервые три слова — Pon, Sin, Мог — взяты из соответствующих итальянских слов (Pssanza, Sapienza, Amore) и обозначают Мощь, Мудрость и Любовь. По учению Кампанеллы, они составляют три высших определения всякого бытия. В жизни Города Солнца они соединяются в лице и деятельности его верховного правителя — Метафизика. — 181.
2 В этих словах идеализация раннего христианства, свойственная как многим предшественникам Кампанеллы, так и ряду его продолжателей. В основе этой идеализации — черты потребительского коммунизма, с которыми мы встречаемся, например, в «Деяниях апостолов» (гл. 4) и некоторых других памятниках раннехристианской литературы. — 183.
3 Под аномалиями здесь разумеется отклонение планет от равномерного кругового движения. — 184.
* Примечание 7 к документам и публикациям Бруно составлено В. С. Рожициным.
, 756
4 По статистике Международного библиографического института, с 1436 по 1500 г. было напечатано 30742 названия, с 1500 по 1600 г. —285824 названия, а с 1600 по 1700 г.— 972 300 названий. — 186.
|
|
5 Под этим философом Кампанелла разумеет самого себя. — 187.
6 Антихрист в христианском вероучении — противник Мессии — Христа, которому придется выдержать борьбу с ним во время второго пришествия на землю, перед тем как будет окончательно установлено царство праведных людей. — 188.
7 Под Правоведом Кампанелла разумеет крупнейшего римского юриста Ульпиана (ум. в 228 г. н. э.). Его сочинения по различным вопросам права были в VI в. включены византий-ско-римским императором Юстинианом в «Свод гражданского права». Приведенные Кампанеллой слова заимствованы из части этого свода, называющейся «Дигесты» (кн. I, гл. 1, 1).— 188.
БЭКОН
1 Не отвергая этих понятий, Бэкон глубоко критичен по отношению к тому содержанию, которое вкладывала в них схоластическая философия. — 194.
2 Этот пример заимствован Бэконом из сочинения Цицерона «О природе богов». — 198.
3 Бэкон имеет в виду алхимиков. — 202.
4 Семью мудрецами (в действительности в различных источниках названо большее число) в античности называли древнейших греческих философов-моралистов. Фалес — один из них (притом он больше натурфилософ, чем моралист). — 206.
5 Антиподы (букв, «противоположностоящие»)—люди, живущие на противоположной стороне земного шара. Это воззрение преследовалось христианской церковью как ересь. — 209.
6 Здесь (и в дальнейшем) переводчик перевел на русский язык латинское слово inductio (индукция), которое обычно на русский язык не переводится. — 211.
1 Северин, Петр (1540—1602) — датский врач и философ, один из учеников известного немецкого врача и философа Парацельса.— 212.
ДЕКАРТ
1 Этим греческим словом Декарт и его современники называли традиционную аристотелевско-схоластическую логику. — 235.
|
|
2 Т. е. схоластическая. — 236.
3 Здесь (как и в некоторых других местах своих сочинений) Декарт в целях ослабления враждебности к его философским идеям со стороны приверженцев традиционной схоластической философии, обладавших еще огромным влиянием, стремится ослабить впечатление от их новизны. — 268.
4 Луллий (1235—1315) — известный средневековый теолог, схоластик и логик. Пытался построить своего рода логическую машину, которая позволяла бы делать новые выводы без того, чтобы изучать тот или иной вопрос. — 286.