Билет №26

1) Внутренняя политика России при Александре 1 (1801-1825 годы).

2) Основные направления внешней политики России в 90-е годы 20века начала 21 века.1) Правление Александра I ознаменовалось либерализацией самодержавия в духе просвещенного абсолютизма. «Штаб» реформ с 1801 г. — неофициальный Негласный комитет (А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, П. А. Строганов, В. П. Кочубей). В 1802 г. коллегии заменяются 8 министерствами (на принципах единоначалия) и Комитет министров. В1803 г. начинается реформа системы образования (в т.ч. создано 5 университетов и Царскосельский лицей, в котором учился А. С. Пушкин). В 1803 г. издан Указ о вольных хлебопашцах, разрешавший отпускать крестьян с землёй, но за высокий выкуп. В 1804 г. ограничено крепостное право в Прибалтике.

После поражения в войне с Наполеоном в 1807 г. для успокоения общества начинается новая серия реформ, связанных с именем М. М. Сперанского. Создается высший совещательный орган — Государственный совет. В 1810-1811 гг. упорядочена система министерств. Проведена финансовая реформа, затронувшая интересы дворянства. Готовится проект конституции, предполагавший дать гражданские права крепостным, а в перспективе и освободить их. Это, как и профранцузская ориентация Сперанского, привело к его отставке.

В 1815 г. Александр I даровал конституцию Польше, дав ей автономию. Разрабатывался проект конституции России («Уставная грамота Российской империи»). В 1819 г. освобождены без земли крестьяне Прибалтики. Созданы в целях экономии военные поселения, что привело к волнениям.

В конце 1810-х гг. реформы свернуты, курс правительства и дисциплина среди чиновников и в армии ужесточились. Усилилась цензура. По имени фактического главы правительства А. А. Аракчеева этот период назван «аракчеевщиной».

В своих реформах Александр I, помня судьбу отца, боялся задеть дворянство. Проблема крепостного права осталась нерешённой. В то же время либеральная атмосфера его правления позитивно сказалась на развитии культуры. 2) На месте СССР образовался СНГ — Союз независимых государств, куда вошли 11 республик бывшего СССР (кроме стран Прибалтики и Молдавии). Структура СНГ является весьма непрочной, фактически каждая республика, входящая в него, ведёт самостоятельную политику. Правопреемником СССР признана Россия. Она получила ядерное оружие из других республик в обмен на признание нерушимости границ 1991 г. (особенно это важно в отношениях с Украиной в связи с неудовлетворительно решенным крымским вопросом). Лучшие отношения у нее с Белоруссией (создан и развивается политический и экономический союз). Российские войска находятся в Абхазии, сдерживая грузино-абхазский конфликт, и в Таджикистане, охраняя границу с Афганистаном

В 1992 г. Россия и США подписали соглашение о прекращении «холодной войны». В 1994 г. закончился вывод наших частей из Восточной Европы.

Подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). В 1996 г. Россия вошла в Совет Европы. В то же время вопреки неофициальным заверениям Запада, начался приём в НАТО восточноевропейских стран. Россия поддержала Сербию и Черногорию в конфликте с НАТО из-за Хорватии и Косове и направила туда свои миротворческие силы, защищавшие сербов от притеснений. Запад дискриминирует Россию в связи с войной в Чечне, формально не признавая независимость Чечни, но на деле поддерживая мятежников. Россия, утратив статус великой державы, постепенно вытесняется из Европы, хотя процесс еще не стал необратимым. Россия поддерживает дружественные отношения с Ираном и Ираком, особенно в области технического сотрудничества. Важная проблема в отношениях с Японией — 4 российских острова Курильской гряды, на которые претендует Япония и вопрос о которых юридически не решён со времён Второй мировой войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: