Глава 1. Исторический путь развития психологии

ВВЕДЕНИЕ

В

ПСИХОЛОГИЮ

Под общей редакцией профессора А. В. Петровского

Рекомендовано

Государственным комитетом

Российской Федерации

По высшему образованию

В качестве учебника

Для высшей школы

Москва

Academ A


УДК 159.9

ББК 88я73

В 24

Авторами глав и разделов учебника выступили

доктора психологических наук:

А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко,

М. Ю. Кондратьев, И. Б. Котова, Н. С. Лейтес, В. С. Мухина, А. В. Петровский, В. А. Петровский, Г. К. Середа, М. Г. Ярошевский;

кандидат психологических наук Л. А. Карпенко.

В работе над книгой принимала участие научный сотрудник Психологического института РАО Е. Ю. Уварина

В 24 Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. - Москва: Издательский центр "Академия", 1997.- 496с.- ISBN 5-7695-0084-0

В основу книги положен учебник «Общая психология», многократно переиздававшийся с 1970 по 1986 г. и переведенный на немецкий, финский, датский, китайский, испанский и многие другие языки. Учебник радикально переработан, дополнен новыми материалами, отвечающими современному уровню развития психологической науки.

При всей содержательности и полноте учебник сохраняет черты пропедевтики по отношению к последующим базовым и практико-ориентированным учебным дисциплинам. Фактически каждая глава этой книги является основой соответствующего учебного пособия по конкретной психологической дисциплине. Так, например, главы «Общение» и «Личность» являются своего рода преамбулой для курса (программы и учебника) «Социальная психология». Главы, посвященные познавательным процессам: «Память», «Восприятие», «Мышление», «Воображение», вводят в курс «Педагогическая психология» или «Психология обучения».

Учебник подготовлен в Психологическом институте РАО.

ISBN 5-7695-0084-0 ББК 88я73

©А. В. Петровский, 1996

© Издательский центр «Академия», 1996


Часть I. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

Слово «психология» появилось в XVI веке в западноевропейских текстах. Тогда языком учености была латынь. Составили же его из двух древнегреческих слов: «psyche» (душа) и «logia» (понимание, знание). В этих древнегреческих терминах осели смыслы, преобразованные двухтысячелетней работой великого множества умов. Постепенно слово «психолог» вошло в оборот повседневной жизни. В пушкинской «Сцене из "Фауста" Мефистофель говорит: «Я психолог... о, вот наука!»

Но в те времена психологии как отдельной науки еще не было. Психологами называли знатоков души, человеческих страстей и характеров. Научное же знание отличается от житейского тем, что оно, опираясь на силу абстракции и общечеловеческого опыта, открывает законы, которые правят миром. Для естественных наук это очевидно. Опора на изученные ими законы позволяет предвосхищать грядущие события - от нерукотворных солнечных затмений до эффектов контролируемых людьми ядерных взрывов.

Конечно, психологии по своим теоретическим достижениям и практике изменения жизни куда как далеко, например, до физики. Ее явления неизмеримо превосходят физические по сложности и возможности познания. Великий физик Эйнштейн, знакомясь с опытами великого психолога Пиаже, заметил, что изучение физических проблем - это детская игра сравнительно с загадками детской игры.

Только к середине XIX века психология из, разрозненных знаний стала самостоятельной наукой. Это вовсе не значит, что в предшествующие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведений) были лишены признаков научности. Они прорезывались в недрах естествознания и философии, педагогики и медицины, в различных явлениях социальной практики.

Веками осознавались проблемы, изобретались гипотезы, строились концепции, готовившие почву для современной науки о психической организации человека. В этом вечном поиске научно-психологическая мысль очерчивала грани своего предмета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: