Тема: «Звук и буква В»
Цели:
1. Познакомить со звуком и буквой В, закрепить правильное произношение звука «В» в слогах, словах, предложениях.
2. Формировать понятие «согласный, твердый, звонкий звук».
3. Формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза.
4. Формировать умение подбирать и определять родственные слова.
5. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, графические навыки.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, маркеры согласных и гласных звуков, карточки с буквами В, О, Л, А, И, листочки с правильно и неправильно написанными буквами В и строчкой для письма, звуко-слоговые схемы слов, кассы букв, тетради в узкую линейку, синие ручки, картинки с изображениями 4 детей (3 мальчика, 1 девочка), карточки с цифрами 1-3, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Предложить детям поочередно подобрать родственные слова к словам: воин, вода. (Военный, воевать, война, воинский, воинственный; подводник, подводный, водолаз.)
|
|
2. Упражнение «Звук „В"».
— Какой звук мы услышали в каждом из этих слов?
Выставить маркеры звуков и предложить детям самостоятельно определить, какой звук «В».
Произнести звук перед зеркалами. Уточнить его артикуляцию.
3.Упражнение «Повтори чистоговорку».
· Во-вы-ва — вот высокая трава.
· Ву-вэ-вы — даже выше головы.
· Вы-во-ву — васильков букет нарву.
4.Упражнение «Где звук?».
Логопедвыставляет предметные картинкииназывает их. Предлагает детям поочередно произносить слова и определять, где слышится звук «В»: вата, сова, ива, волк, вол, валенки, вулкан, клюква, трава, васильки, половник, ванна, диван, вокзал, воин, водолаз.
5.Упражнение «Придумай предложение».
Попросить детей поочередно выходить к доске, выбирать картинку и составлять с данным словом предложение.
6.Упражнение «Новая буква».
Показать детям букву В. Сообщить, что в алфавите эта буква называется В (вэ), но когда мы ее читаем, то произносим звук «В» без добавления гласного.
Обратить внимание детей на то, в какую сторону смотрит буква В, прочитать стихотворение:
Столбик, две подковки справа –
Буква В пред нами встала.
Раздать детям листочки с правильно и неправильно написанными буквами В и строчкой для письма.
Предложить зачеркнуть неправильные буквы и написать строчку букв В, в.
7. Физкультминутка.
Ванька-встанька, | Дети выполняют наклоны вперед-назад. |
Пошагай-ка, | Шагают на мете. |
Ванька-встанька, | Наклоняются вперед-назад. |
Приседай-ка, | Приседают и встают. |
Ванька-встанька, | Наклоняются вперед-назад. |
Поскачи. | Прыгают на месте. |
Непослушный ты какой, | Выполняют наклоны в стороны. |
Нам не справиться с тобой. | Гоозят пальчиком. |
8.Упражнение «Составь схему».
|
|
Выставить картинки с изображением детей и сказать, что в каждом имени слышится звук «В».
Предложить угадать имена (Вова, Слава, Иван, Клава), составить схемы этих слов.
9.Работа с кассой букв.
Попросить детей выложить в кассах эти слова и прочитать их.
10.Упражнение «Реши ребусы».
—Вова и Иван решают ребусы.
—У Ивана такой ребус: OJIB (карточки с цифрами 2, 3,1 под буквами). (Вол.)
—У Вовы такой ребус: АИВ (карточки с цифрами 3, 1, 2 под буквами). (Ива.)
11.Работа в тетради.
Попросить детей написать в тетрадях в узкую линейку слова «вол», «ива» и предложение: «Вова у ивы».
12.Итог занятия.
На дом: задание 78.