Тема: «Фрукты. Распространенные предложения»
Цели:
1. Закреплять умение составлять рассказы описательного характера с опорой на картинно-графическую схему.
2. Учить согласовывать прилагательные с существительными в именительном падеже единственного и множественного числа.
3. Учить распространять предложения прилагательными с опорой на картинно-графическую схему.
4. Развивать внимание, память, диалогическую речь.
Оборудование: фрукты (яблоко, груша, слива, абрикос), предметные и сюжетные картинки, картинно-графические схемы предложений (см. задание на дом 29), «чудесный мешочек», наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
-Садится на место тот, кто скажет, какой сок, какая начинка, какое варенье из яблок (груш, слив и т.д.). (Яблочный (грушевый, сливовый и т.д.) сок, яблочная (грушевая, сливовая и т.д.) начинка, яблочное (грушевое, сливовое и т.д.) варенье.)
2.Упражнение «Подумай и ответь».
- Что это? (Назвать отдельные фрукты по предметным картинкам.)
- Что это все вместе? (Обобщающее понятие.)
- Где растут фрукты?
- Какую пользу они приносят?
3.Игра «Чудесный мешочек».
-Угадайте, какие фрукты принесли нам садоводы? (Определить на ощупь яблоко, грушу, сливу, абрикос.)
Затем предложить детям рассмотреть и определить вкус, аромат и сочность фруктов.
4.Упражнение «Рассказываем о фруктах».
С помощью логопеда составить описательный рассказ. Сначала использовать схему из трех маркеров (цвет, форма, величина), затем добавить еще 3 маркера (вкус, запах, сочность).
-Слива темно-синяя, овальная, маленькая. Кисло-сладкая, душистая, сочная.
О других фруктах рассказывают дети.
5.Физкультминутка (см. занятие 25).
6.Игра «Магазин».
Логопед выбирает «продавца» и «покупателя». Помогает организовать им диалог:
- Здравствуйте! У вас есть яблоки?
- Да, у нас много яблок!
- А какие у вас яблоки?
- У нас яблоки красные, круглые, большие, сладкие, ароматные, сочные (ответ по картинно-графической схеме).
- Я хочу купить у вас эти яблоки.
- Пожалуйста.
Игра повторяется с другими парами детей.
7.Упражнение «Что у тебя?».
Дети-покупатели рассказывают, что у них, используя картинно- графические схемы предложений.
- У меня красные, круглые, большие, сладкие, ароматные, сочные яблоки.
И т.д.
8.Итог занятия.
На дом: задание 29.
Занятие 30