Цель изучения темы: получение студентами представлений о социологическом подходе к личности, её социализации как социокультурном процессе, включающим в себя социальные нормы и девиантное поведение.
Задачами изучения темы являются:
- осмысление сущности человека как биосоциальной системы;
- приобретение студентами знаний о социальном поведении;
- привитие студентам умения анализировать социальные нормы и девиантное поведение;
- формирование у студентов практических навыков работы с девиантной личностью.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и структура личности. Социологические теории личности.
2. Социализация личности. Агенты и институты социализации.
3. Личность в системе социальных связей: социальный статус и социальная роль.
4. Социальные нормы и девиантное поведение.
Учебно-методическое и информационное обеспечение темы
Основная литература
1. Кравченко, А.И. Социология [Текст]: учебник / Кравченко Альберт Иванович. – М.: Проспект. 2009. – 534 с.
2. Общая социология [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. М-вом образования РФ / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА, 2008. – 653 с.
3. Общая социология [Текст]: учеб. пособие: рек. ФГУ «Федер. ин-т развития образования» / Под ред. М.М. Вышегородцева. – М.: КноРус. 2011. – 280 с.
Дополнительная литература
1. Горшков М.К., Молодежь России: социальный портрет / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Проспект, 2010. – 460 с.
2. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения / Я.И. Гилинский. - М.: Форум, 2011. – 364 с.
3. Мудрик А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. - М.: РОСПЭН, 2012. – 424 с.
Примерные темы рефератов
1. Социальная природа человека.
2. Социализация молодежи в современном российском обществе
3. Наркомания как социальная проблема
4. Культура и социализация личности
5. Суицидальные риски
6. Личность и общество в историческом развитии
7. Жизненные ориентиры молодежи
Контрольный блок
1. Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность»?
2. В чем состоит механизм социализации личности?
3. Кто такие феральные люди?
4. Объясните разницу между предписанным и приобретаемым статусами?
5. Что вы понимает под статусным набором человека?
6. Какие основные факторы определяют развитие девиантного поведения в современном российском обществе?
7. Какие вы знаете теории, объясняющие причины отклоняющегося поведения?
8. Дайте определение аномии Э.Дюркгеймом, Т.Парсонсом и Р.Мертоном?
9. Кто автор концепции стигматизации?
Тесты на понимание и усвоение социологических понятий
(Выберите один вариант ответа)
1. Совокупность биологических и социальных черт, отличающих одного индивида от другого, называется:
а) темперамент;
б) альтруизм;
в) интеллигентность;
г) индивидуальность
2. Процесс усвоения индивидом социальных норм и правил называется:
а) стагнация;
б) социализация;
в) стратификация;
г) мобильность
3. Отклонение в поведении человека от общепринятых социокультурных норм называется:
а)маргинальность;
б) аномия;
в) девиация;
г) мутация
4. Процесс утраты личностью навыков социального поведения называется:
а) десоциализация;
б) адаптация;
в) ресоциализация;
г) реабилитация
5. Социальной общностью не являются:
а) молодежь;
б) горожане;
в) феральные люди («дети-Маугли»)
г) украинцы
Раздел 2. Методические рекомендации по курсу «Политология»