Тема 4. Социология личности

Цель изучения темы: получение студентами представлений о социологическом подходе к личности, её социализации как социокультурном процессе, включающим в себя социальные нормы и девиантное поведение.

Задачами изучения темы являются:

- осмысление сущности человека как биосоциальной системы;

- приобретение студентами знаний о социальном поведении;

- привитие студентам умения анализировать социальные нормы и девиантное поведение;

- формирование у студентов практических навыков работы с девиантной личностью.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и структура личности. Социологические теории личности.

2. Социализация личности. Агенты и институты социализации.

3. Личность в системе социальных связей: социальный статус и социальная роль.

4. Социальные нормы и девиантное поведение.

Учебно-методическое и информационное обеспечение темы

Основная литература

1. Кравченко, А.И. Социология [Текст]: учебник / Кравченко Альберт Иванович. – М.: Проспект. 2009. – 534 с.

2. Общая социология [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. М-вом образования РФ / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА, 2008. – 653 с.

3. Общая социология [Текст]: учеб. пособие: рек. ФГУ «Федер. ин-т развития образования» / Под ред. М.М. Вышегородцева. – М.: КноРус. 2011. – 280 с.

Дополнительная литература

1. Горшков М.К., Молодежь России: социальный портрет / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Проспект, 2010. – 460 с.

2. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения / Я.И. Гилинский. - М.: Форум, 2011. – 364 с.

3. Мудрик А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. - М.: РОСПЭН, 2012. – 424 с.

Примерные темы рефератов

1. Социальная природа человека.

2. Социализация молодежи в современном российском обществе

3. Наркомания как социальная проблема

4. Культура и социализация личности

5. Суицидальные риски

6. Личность и общество в историческом развитии

7. Жизненные ориентиры молодежи

Контрольный блок

1. Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность»?

2. В чем состоит механизм социализации личности?

3. Кто такие феральные люди?

4. Объясните разницу между предписанным и приобретаемым статусами?

5. Что вы понимает под статусным набором человека?

6. Какие основные факторы определяют развитие девиантного поведения в современном российском обществе?

7. Какие вы знаете теории, объясняющие причины отклоняющегося поведения?

8. Дайте определение аномии Э.Дюркгеймом, Т.Парсонсом и Р.Мертоном?

9. Кто автор концепции стигматизации?

Тесты на понимание и усвоение социологических понятий

(Выберите один вариант ответа)

1. Совокупность биологических и социальных черт, отличающих одного индивида от другого, называется:

а) темперамент;

б) альтруизм;

в) интеллигентность;

г) индивидуальность

2. Процесс усвоения индивидом социальных норм и правил называется:

а) стагнация;

б) социализация;

в) стратификация;

г) мобильность

3. Отклонение в поведении человека от общепринятых социокультурных норм называется:

а)маргинальность;

б) аномия;

в) девиация;

г) мутация

4. Процесс утраты личностью навыков социального поведения называется:

а) десоциализация;

б) адаптация;

в) ресоциализация;

г) реабилитация

5. Социальной общностью не являются:

а) молодежь;

б) горожане;

в) феральные люди («дети-Маугли»)

г) украинцы

Раздел 2. Методические рекомендации по курсу «Политология»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: