Цель изучения темы: сформировать у студентов представление о семье как социальном институте и малой социальной группе.
Задачи изучения темы:
- раскрыть содержание понятия «семья», ее структуру, типологии, функции;
- рассмотреть проблемы и особенности российской семьи;
- уяснить тенденции изменений роли женщин в семье и в общественном развитии.
Вопросы для обсуждения
1. Семья как малая социальная группа и социальный институт. Ее структура, типы, функции.
2. Российская семья: состояние, проблемы, перспективы.
3. Семейная политика российского государства.
4. Положение женщины в обществе, в семье.
Учебно-методическое и информационное обеспечение темы
Основная литература:
1. Ерусланова Р.И. Насилие в семье: Учебное пособие, рекомендованное Министерством образования и науки РФ / Р.И. Ерусулова, К.В. Милюхин. – М.: Дашков и К. – 2011.- 208с.
2. Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения: Коллективная монография / Под ред. Е.Н. Волковой. – Н.Новгород: Типография «Папирус», 2011.- 234 с.
|
|
3. Ресурсный потенциал жизненного цикла семьи / Отв. Ред. В.М. Жеребин. – М.: Наука. – 2010. – 247с.
Дополнительная литература:
1. Лексин В.Н. Обычная русская семья в условиях трансформации института семьи: опыт системной диагностики / В.Н. Лексин. – М.: Книжный дом «Либроком», 2011.- 256 с.
2. Синельников А.Б. Трансформация семьи и развитие общества: Учеб. Пособие / А.Б. Синельников. – М.: КДУ, 2008.- 320с.
3. Фамилистические исследования. Том 2. миллион мнений о семье и о себе: сборник / Отв. Ред.А.И. Антонов. – М.: КДУ, 2009.- 380с.
Примерные темы рефератов
1. Семейные ценности и новые приоритеты.
2. Семья как институт социализации личности.
3. Семья в условиях рынка: проблемы адаптации и выживания.
4. Проблема женской безработицы.
5. Современное российское семейное законодательство.
6. Причины и социальные последствия кризиса семьи.
7. Особенности и проблемы молодой семьи.
8. Студенческая семья, её специфика и функции в обществе.
9. Структура, функции и типологии современной семьи.
10. Роль женщины в семье и общественном развитии.
Контрольный блок
1. Чем отличаются понятие «семья» от понятия «брак»?
2. Какие формы брака можно выделить и чем они различаются?
3. Каковы основные функции семьи?
4. Почему институт семьи является базовым в любом обществе?
5. Перечислите несколько изменений, которые претерпела семья как социальный институт на протяжении XX века. Чем это вызвано?
Тесты на понимание и усвоение социологических понятий
(выберите один вариант ответа)
1. Нуклеарная семья – это:
а) супружеская пара + родственники;
|
|
б) разведенная семья;
в) супружеская пара с детьми (или без детей)
г) семья матери-одиночки
2. К какому типу принадлежит семья, в которой супруги имеют равные права и взаимозаменяемые роли:
а) патриархатная
б) матриархатная
в) эгалитарная
г) биархатная
3. Расширенное воспроизводство обеспечивается семьей, имеющей:
а) одного ребенка
б) двух детей
в) трех детей
г) четырех и более детей
4. К «замещающему» типу семьи относится:
а) суррогатное материнство
б) приемная семья
в) матрифокальная семья
г) «гостевой» брак