Изменения в международном положении Российской империи в XVIII в

На протяжении XVIII в. международное положение России изменилось радикальным образом. Россия получила выход в Балтийское и Чёрное моря. Российские эскадры барражировали в водах Средиземного моря. Российские правители считали свой стратегической задачей приобрести контроль над проливами Босфор и Дарданеллами, потеснить Турцию на Балканском полуострове. Россия выступала как освободительница православных христиан (греков, сербов, болгар и других) от турецкого ига, которое продолжалось уже несколько веков.
В 80-е годы XVIII в. Екатерина II выступила с так называемым «греческим проектом». Австрийскому императору Иосифу II предлагалось создать буферное государство между Российской, Османской и Габсбургской империями в составе Молдавии, Валахии и Бессарабии под названием Дакии во главе с монархом-христианином. Строились и планы освобождения Греции от османов.
Постоянно росла экономическая мощь русского государства. Русская армия весь XVIII в. практически не знала поражений. «Без моего решения в Европе не стреляет ни одна пушка», — говорила Екатерина II.
Первыми европейцами, посетившими Аляску 21 августа 1732 года, были члены команды бота «Св. Гавриил» под началом геодезиста М. С. Гвоздева и подштурмана И. Федорова. Это была экспедиция А. Ф. Шестакова и Д. И. Павлуцкого 1729-1735 годов. С 1799 по 1867 год Аляска находилась под управлением Русско-американской компании.
Г. И. Шелихов (1747-1796) организовал коммерческое торговое судоходство между Курильской и Алеутской островной грядой с 1775 года. В 1783—1786 годах возглавлял экспедицию в Русскую Америку, в ходе которой основал первые русские поселения в Северной Америке.
За внешнеполитическими успехами России, усилением её геополитического положения, за активной колониальной политикой с большим беспокойством наблюдали в Англии, Франции, других европейских странах.
Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения».
В духовно-культурной сфере благодаря широте кругозора и энергии Петра I появилось много новшеств.
Значительный импульс получило образование. В начале XVII в. о создании университета задумывался Борис Годунов, но из первой группы, посланной на обучение за границу, никто не вернулся. В России в 1687 году открылась Славяно-греко-латинская академия, но зарождение высшего образования принято связывать с именем Петра Великого, который учредил Навигацкую школу в Москве в 1701 году. В 1715 году Навигацкая школа была переведена в Санкт-Петербург. Она именовалась Морской академией, Морским кадетским корпусом, но более известна как Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе – старейшее в Санкт-Петербурге учебное заведение. Навигацкая, Артиллерийская и другие школы готовили специалистов для армии, флота, государственной службы.
Первые университеты в Европе появились в XI веке. Некоторые считают, что это был университет в Константинополе (1045), другие отдают предпочтение Болонскому университету (1051). В 1200 году появилась знаменитая Сорбонна в Париже, затем Оксфорд, Кембридж и т. д. К концу XV в. в Европе действовало 60 «храмов науки». Их служители – профессора (от лат. преподаватель) – обладали значительными правами в организации внутренней жизни университетов, имели автономное самоуправление. Профессорские корпорации избирали деканов (буквально с лат. означает десятник, руководитель группы из 10 человек), ректоров (от лат. управитель), присуждали профессорское звание, учили, экзаменовали и наказывали студентов. Студенты же быстро превратились в особую группу горожан, отличались энергией, сообразительностью и вольнолюбием. В студенческой среде возникали разного рода корпорации. Корпоративный дух был весьма характерен для формирующейся европейской интеллигенции.
В 1725 году в России была основана Академия наук, а при ней университет. При университете имелась академическая гимназия.
Первым музеем стала Кунсткамера. Стала выходить газета «Ведомости». Новой столицей страны стал Санкт-Петербург, основанный в 1703 году. В новом городе велось крупномасштабное строительство по единому архитектурному замыслу.
При Екатерине II (1762-1796) впервые возникла стройная система народного образования, в основе которой были начальные училища. Священников стали готовить в духовных семинариях, а светское гражданское образование получали в гимназиях. Образование носило сословный характер. Ещё в 1730 году только для дворян был создан закрытый Кадетский корпус. Для дворян образование было обязательным. Обычным стало получение образования за границей или с помощью частных учителей – гувернеров, часто также иностранцев. Смольный институт давал образование преимущественно дворянским девочкам. Для основной массы населения получение образования было весьма проблематичным.
В области техники русские изобретатели работали в русле общеевропейских, особенно английских усилий. Иван Ползунов изобрел паровую машину. Иван Кулибин придумал массу оригинальных механизмов и конструкций, которые использовались царским двором. Выдающимся изобретателем оригинальных станков, механизмов был А. К. Нартов. После Петра Великого, который сам владел 14 ремеслами, долгое время было некому по достоинству оценить и финансировать русские достижения. Более простым казалось закупить новинки за рубежом.
Печатное слово обретало все большую значимость. При Петре I появилась первая газета – «Ведомости», журнал, новые типографии. Во второй половине XVIII века в поэзии заметный след оставили Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, в прозе – Д. И. Фонвизин, М. Новиков, А. Н. Радищев.
За XVIII век огромный шаг вперед сделала архитектура. Многие объекты, украшающие обе российские столицы, были построены в эти сто лет. Столицей Петербург считается с 1712 года, когда из Москвы на берега Невы переехал царский двор. Специального указа, объявляющего новый город столицей, не было. В 1712 году царь утвердил именной список тысячи двухсот дворян, обязанных переселиться в Петербург. В 1713 году в Петербург переехал правительствующий Сенат – коллегиальное законосовещательное учреждение, заменившее московскую Боярскую думу.
Самого Петра Великого принято считать автором идеи генерального плана Санкт-Петербурга, проектов Петропавловской крепости, Адмиралтейства, типовых проектов застройки Санкт-Петербурга жилыми домами для знатных и для «подлых» людей. Детальная разработка первого плана «северной столицы» осуществлена П. М. Еропкиным. Он же перевел на русский язык первую книгу по архитектуре. В 1714-1715 годах Петр I лично руководил застройкой Выборгской стороны, Васильевского острова, строительством пригородных дворцов в Петергофе, Екатерингофе, Ораниенбауме. По всей стране запрещается каменное строительство; каменщики и «прочие художники» строительного дела концентрируются в новой столице. С приездом из Франции Ж.-Б. Леблона были созданы 19 мастерских, которые готовили кадры строителей, владеющих самыми передовыми методами и идеями той эпохи.
В Петербурге быстро развивалась производственная инфраструктура, связанная с обслуживанием нужд армии, флота, государственных учреждений, двора, строящегося города. Петербург на глазах одного поколения превратился в крупнейший центр российской внешней торговли. Здесь размещались государственные учреждения. В 1722 года началось строительство монументального здания Двенадцати коллегий, предназначенного для Сената и остальных высших государственных инстанций. (В этом здании в настоящее время размещается Санкт-Петербургский государственный университет). Петропавловский собор стал усыпальницей русских царей, начиная с Петра Великого.
В 1703-1760-х годах в архитектуре преобладал роскошный, яркий, в чем-то вычурный стиль барокко. В этом стиле крупнейшим мастером Ф. Б. Растрелли были построены Зимний дворец и Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Царском селе и Большой дворец в Петергофе.
С 1760-х до 1840-х годов преобладал классицизм. В. И. Баженов построил Пашков дом в Москве (здание Библиотеки им. В. И. Ленина), Инженерный замок в Петербурге, разработал грандиозный план реконструкции Кремля. М. Ф. Казаков в этом стиле выстроил Кремлевский Сенат, старое здание Московского университета и Дворянского собрания с Колонным залом в Москве. В Петербурге классик классицизма Д. Кваренги построил в Петербурге павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском Селе, Ассигнационный банк (ныне Университет экономики и финансов), Эрмитажный театр, Смольный институт.
В живописи наибольшее развитие получил портрет. Галерею прекрасных образов создали художники И. Аргунов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский и др.
В XVIII в. российские правители сделали крупные приобретения, которые поныне составляют гордость страны: коллекция скульптур для Летнего сада, картины для Эрмитажа, редкости и уникальные вещи для Кунсткамеры, ювелирные изделия для Золотого и Алмазного фондов, Оружейной палаты. В качестве меценатов выступали члены царской семьи, крупные землевладельцы, церковь.
В XVIII в. плодами культуры, поверхностной вестернизации пользовалась меньшая часть общества. Создателями, носителями культуры были по преимуществу дворяне, зачастую иностранцы. Участвуют и другие слои населения, даже выходцы из крепостных.
Петровские реформы означали мощный прорыв в культурной жизни. Стала формироваться культура в современном понимании этого термина.
1. Преобладающей тенденцией становится усиление западного влияния. Возникает проблема подражательства западной культуре, некритического заимствования ряда ее элементов.
2. Серьезной проблемой становится подчинение, в том числе и в культурном отношении, новых территорий. Начался процесс русификации Прибалтики, Польши, Украины, Кавказа, Средней Азии.
3. Происходит решительное обмирщение культуры, которая приобретает ярко выраженный светский характер. Сфера культурного влияния церкви постоянно сокращается.
4. В связи с созданием сети учебных заведений и возрастающими потребностями государства начинает формироваться слой российской интеллигенции, к которой применительно к XVIII в. можно достаточно условно отнести офицеров, государственных чиновников, профессиональных педагогов, ученых, инженеров, актеров.

25.

В ХVII–XVIII вв. ведущие европейские страны достигли примерно такого уровня развития, на котором задолго до них находились Древняя Греция, Римская империя и Китай, т.е. подошли к границе исчерпания возможностей развития аграрной экономики, основанной на использовании ручного труда. И перед ними стали вырисовываться те же самые перспективы: или застой и медленная деградация, как это было в Китае, или порабощение другими, более сильными державами, как это произошло с Грецией, или же падение, подобно Римской империи, под ударами новых «варваров».

Однако во второй половине ХVIII в. Британия смогла найти выход из создавшегося положения. Его открыло изобретение парового двигателя, который положил начало промышленному перевороту, т.е. переходу от ручного труда к механизированному. Промышленный переворот повлек за собою радикальные перемены во всех сферах общества.

Во-первых, переход от ручного труда к машинному означал ускорение развития промышленности, окончательное ее отделение от сельского хозяйства, превращение ее в ведущую отрасль экономики (индустриализация), перераспределение населения между сельским хозяйством и промышленностью в пользу промышленности, между деревней и городом в пользу города (урбанизация). Город становится центром экономической жизни общества и начинает определять весь его облик.

Во-вторых, появление универсального парового двигателя открыло возможность механизации не только промышленного производства, но и других отраслей экономики. Уже в 1807 г. американец Роберт Фултон (1765-1815) построил первый пароход, а в 1814 г. англичанин Джордж Стефенсон (Stephenson) (1781-1848) сконструировал и пустил первый паровоз. Эти изобретения положили начало революции на транспорте.

В-третьих развитие промышленного переворота стимулировало развитие науки и увеличение спроса как на инженерно-технические кадры, так и образованных рабочих. Возникла необходимость ликвидации той почти поголовной неграмотности, которая была характерна для аграрных обществ. Началась культурная революция.


В-четвертых, отделение промышленности от сельского хозяйства и превращение промышленности в ведущую отрасль экономики стимулировало развитие обмена. А это, в свою очередь, делало неизбежным окончательное разрушение натурального хозяйства и превращение рынка в один из важнейших механизмов распределения и перераспределения материальных ценностей.

В-пятых, погоня торгового капитала за прибылью, невозможность быстро развивающейся промышленности оставаться в границах внутренних рынков и начавшаяся революция на транспорте способствовали расширению международного обмена и вели к складыванию мирового рынка.

В-шестых, вступление процесса формирования мирового рынка в завершающую стадию делало неизбежным складывание единого мирового хозяйства, единой мировой культуры, единой мировой цивилизации. Связанная с этим ликвидация прежней экономической, культурной и политической разобщенности отдельных стран и народов означала формирование единого исторического процесса.

Развитие промышленности и торговли стало одной из пружин развития деловой переписки, а ликвидация неграмотности повела к расширению личной переписки. Этому во многом способствовало повышение производительности труда и удешевление бумаги, а также крупные перемены в средствах коммуникации.

В 1825 г. на Британских островах открылась первая железная дорога. В 1850 г. протяженность железных дорог приблизилась к 40 тыс. км, в 1875 достигла 300 тыс. км, в 1900 – 800 тыс., в 1910 – более 1 млн. км. За 60 лет она увеличилась более чем в 25 раз. К концу ХХ в. протяженность железных дорог составила около 1,5 млн. км. Следовательно, к началу прошедшего столетия была построена бóльшая часть существующих железных дорог.

На протяжении XIX в. радикальные перемены произошли в судоходстве. В середине этого столетия водоизмещение паровых судов не превышало 10% всего водоизмещения торгового флота. В 90-е гг. XIХ в. их соотношение выровнялось и парусный флот отошел на 2-е место. В 20-е гг. ХХ в. он перестал играть сколько-нибудь заметную роль.

В 1818 г. первый пароход пересек Атлантический океан. Этот путь занял у него 14 суток 8 часов. Если во времена Колумба путь из Европы в Америку занимал почти два месяца, теперь его можно было проделать за две недели. В то же время вся эскадра Х. Колумба из трех каравелл имела водоизмещение около 250 т. В античности корабли водоизмещением в 1–1,5 тыс. т считались гигантскими. Теперь суда с водоизмещением в несколько тысяч тонн стали обычным явлением. Появились первые суда водоизмещением более 10 тыс. т.

В конце XIX века был изобретен двигатель внутреннего сгорания, в результате чего появились автомобиль и самолет. И если XIX в. был веком парового двигателя, XX век стал веком двигателя внутреннего сгорания

В 1909 г. француз Луи Блерио за 27 минут перелетел Ла Манш из Кале в Дувр. В 1927 г. американский летчик Чарльз Линдберг за 33 часа 30 минут совершил беспосадочный полет через Атлантический океан.

В таких условиях население стало приобретать ту подвижность, которой не было на протяжении веков. Так, в России 1897 г. на 125 млн. всего населения было продано более 50 млн. железнодорожных билетов.

В результате всего этого XIX-XX вв. характеризовались резким нарастанием объемов пересылаемой корреспонденции и скорости ее обращения. Возрастание скорости и объемов перевозки корреспонденции потребовали упорядочения почтовых потоков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: