Вопрос 18. Россия в конце XVII-первой четверти XVII в. Петровские преобразования. Дискуссии о Петре I

В истории русского государства период, обычно именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. В этот небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия, свершились преобразования, носившие всеобъемлющий характер, затронувшие все сферы жизни государства и оказавшие огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны. Они были подготовлены предшествующим развитием государства и особенно значительными сдвигами, прошедшими во второй половине XVII века.

Именно в конце XVII столетии начался новый период русской истории. Это было переходное время, характеризуемое прежде всего постепенным формированием нового общественного познания, время, когда стало очевидным экономическое и культурное отставание русского государства от передовых стран Западной Европы. В этот период предпринимались попытки перехода государственной системы России от самодержавия с Боярской думой к чиновновничье-дворянской (или сословно-представительной) монархии. Предпринимались попытки реорганизации армии и создания флота. Начала развиваться система центральных учреждений – приказов, ведомств отвечавших за то или иное направление в управлении страной. Было отменено местничество, что означало определенное отступление от принципа родовитости, что определяло положение человека при его назначении. Был создан, возглавляемый самим царем, Тайный приказ, сосредоточивший контроль за всеми важными государственными делами.

Взойдя на престол, после продолжительной борьбы различных боярских группировок, Петр I правильно понял и оценил сложившиеся условия, и осознал назревшие задачи своего времени. Его политическая программа в основном сложилась за границей, где Петр находился в составе «Великого посольства» в 1697г. Ее конечной целью стало создание регулярного полицейского государства, основанного на всеобщем ему служении, государство понималось как «общее благо». Сам царь считал себя первым слугой отечества, который собственным примером должен был учить подданных. Нетрадиционное поведение Петра, с одной стороны, разрушало веками складывавшийся образ государя как сакральной фигуры, а с другой — вызывало протест у части общества (прежде всего у старообрядцев, которых Петр жестоко преследовал), видевшей в царе своего врага, т.е. врага старых устоев Пётр1 руководил постройкой флота и созданием регулярной армии.

Свои реформы он направил на решение следующих, по его мнению главных вопросов:

1) меры относительно сословий;

2) меры относительно управления; военное устройство;

3) меры для развития экономики;

4)меры относительно церковного управления;

При Петре была создана регулярная армия нового типа, с единой системой комплектования, вооружения и формы. С 1705г. в стране была введена рекрутская повинность. Сначала с 20 дворов стали брать одного солдата на пожизненную службу, а затем брали с определенного числа душ мужского пола. Вводились новые воинские Уставы, открывались офицерские школы.

С целью укрепления власти на местах в 1708г. страну разделили на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы, ведавшие войсками и делами подчиненной территории. Воеводская администрация была заменена губернской системой управления.

В 1711 Петр, вместо Боярской Думы основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. В него вошли 9 самых приближенных Петру сановников. Сенату предписывалось разрабатывание новых законов, слежение за финансами страны, контроль над деятельностью административных органов. Руководство работой сенаторов было поручено генерал-прокурору.

В 1714, был издан «Указ о единонаследии», уравнявший в правах владельцев поместий и вотчин. Указ знаменовал слияние двух сословий в единый класс. Это имело важное значение для формирования российского дворянства, как полноценного единого сословия. С 1717 началось создание коллегий — центральных органов отраслевого управления страной. Коллегий было 12, и каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления страной (Адмиралтейская – делами флота, Иностранных дел – внешние отношения, Камер-коллегия – сбор налогов и т.д.) Коллегии созданы взамен громоздкой системе приказов, функции которых по управлению страной были запутаны и не редко переплетались. Новые органы власти — исполнительные, финансовые, судебные и контрольные — создавались и на местах. В 1720 был издан Генеральный регламент — детальная инструкция по организации работы новых учреждений.

Первостепенное значение для социальной сферы имела податная реформа, начатая в 1718. В России была введена подушная подать с лиц мужского пола, для чего проводились регулярные переписи населения («ревизии душ»). В ходе реформы была ликвидирована социальная категория холопов и уточнен социальный статус некоторых других категорий населения.

С утверждением в январе 1721г. «Духовного регламента», была создана духовная коллегия (Священный Правительствующий Синод) из 12 церковных иерархов. Руководство осуществлял Обер-прокурор.

В 1722 Петр подписал Табель о рангах, определившую порядок организации военной и статской службы и действовавшую вплоть до 1917. Табель о рангах разделил службу на гражданскую, военную и придворную. В новом законе было определено 14 классов (рангов) чиновников. Впервые в истории страны в качестве основного принципа чиновного деления признавались не происхождение, а личные качества человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: