Первая пятилетка

В декабре 1927г. XV съезд ВКП(б) принял директивы по составлению первого пятилетнего плана. В этом документе, не содержавшем конкретных плановых действий, формулировались принципы планирования, базировавшиеся на строгом соблюдении пропорций между накоплением и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, тяжёлой и лёгкой промышленностью, ресурсами и др. Съезд исходил из верной установки на сбалансированное развитие народного хозяйства.

В мае 1929г. V Всесоюзный съезд Советов принял оптимальный вариант плана, который принял как закон. По нему предусматривалось увеличить за пятилетие выпуск промышленной продукции на 180%, производство средств производства – на 230%, сельскохозяйственной продукции – на 55%, национального дохода – на 103%. Речь шла об исключительно быстром прогрессе, не имеющем аналогов в мировой истории. Говоря о причинах поворота к индустриальному скачку, следует иметь в виду и внешнеполитические аспекты. Во второй половине 1929г. западные страны из периода стабильности вступают в полосу тяжелейшего кризиса, и, соответственно, в руководстве крепнет убеждение о приближающемся крахе буржуазного мира.

В водоворот промышленного строительства были втянуты миллионы людей, заинтересованных в улучшении уровня жизни в своём Отечестве. В результате самоотверженного труда советского народа за годы первой пятилетки было введено в действие 1500 новых промышленных предприятий. На востоке страны появилась новая угольно-металлургическая база – Урало-Кузбасс с главными центрами в Магнитогорске и Кузнецке. В Мариуполе, Сталинграде, Москве, Никополе и Первоуральске были построены заводы по выплавке качественных металлов и прокатке труб. Крупные автомобильные заводы появились в Горьком и Москве, тракторные – в Сталинграде, Харькове и Челябинске, сельскохозяйственного машиностроения – в Ростове-на-Дону и Запорожье, тяжёлого машиностроения – в Горловке, Краматорске, Свердловске (Уралмаш). Были воздвигнуты химические комбинаты в Березниках, Соликамске, Бобриках и др., наряду с крупнейшими электростанциями был сооружён ряд крупных тепловых станций. Индустриализация союзных республик шла за счёт высокоразвитых районов страны. Машиностроение добилось серьёзных успехов. Появились целые отрасли, каких не было в дореволюционной России: авиационная, тракторная, электроэнергетическая, химическая промышленность и др. Станочный парк в промышленности обновился более чем на половину. СССР из страны, ввозящей промышленное оборудование, превращался в страну, производящую оборудование.

Советский союз испытывал дефицит в инженерно- технических кадрах. К началу первой пятилетки в промышленности работало всего 24,2 тыс. инженеров и техников, что составляло менее 1% от общего числа рабочих. В целях разрешения проблемы квалифицированных кадров была перестроена сеть технических вузов, увеличены фонды их финансирования, открыты промышленные академии, заводы-втузы, развёрнуты вечерние отделения в институтах, одновременно увеличено число рабфаков.

Достижения впечатляющие, но не менее впечатляющими были и провалы «большого скачка» в индустриализации. Запланированные задания «первой пятилетки» по существу были сорваны, и реальные результаты далеко отставали не только от контрольных цифр завышенного, но и первоначального «оптимального» плана.

Вновь построенные предприятия долго и с большим трудом выходили на запроектированные мощности. В силу низкой квалификации новых рабочих медленно осваивалась техника. Дорогостоящие импортные машины приходили в негодность и долго не могли дать соответствующих стандарту норм производительности. От темпов индустриализации отставала система коммуникаций – узким местом оставались железнодорожный, морской и речной транспорт. Из предусмотренных планом строительства новых транспортных путей была реализована только треть, а радикальная модернизация транспорта так и не началась. В народном хозяйстве складывались серьёзные диспропорции: лёгкая промышленность была принесена в жертву тяжёлой индустрии и стала серьёзно отставать от неё; сельскохозяйственное производство претерпевало не подъём, а упадок.

Историки сходятся во мнении, что провалы в выполнении первой пятилетки заставили сталинское руководство объявить о её досрочном выполнении (за четыре года и три месяца) с тем, чтобы внести коррективы в планировании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: