Типология культуры. Всемирно-исторический (унитарно-стадиальный) подход

Одна из целей – построить модели развития общества, общества разные, следовательно, имеет место вести речь про типологизацию истории.

Попытки изучить все основные исторические типы и формы культуры человеческого общества привели к появлению различных концепций культурно-исторического развития.

Принято выделять два основных подхода

1. Всемирно-исторический (унитарно-стадиальный) подход: базируется на теориях линейного развития истории и культуры. То есть развитие общества- поступательный процесс, где на смену одним приходит другой.

2. Цивилизационный подход (плюрально-циклический), - противоположный первому, основанный на идее развития неповторимых национальных культур. Логика цикла развития: начало, расцвет, закат.

Христианская схема всемирной истории

Идея всемирной истории связана с христианской идеей божественного промысла. Управляющего судьбами человечества (провиденциализм). В христианской историософики смысл истории рассматривается как последовательное движение человека к Богу.

Данный подход нашел свое классическое выражение в труде христианского церковного деятеля и богослова Августина Аврелия (354-430) «О граде божием»

Августином были выделены шесть периодов мировой истории:

· первый- от сотворения мира до Всемирного потопа,

· второй- от Ноя до Авраама,

· третий- от Авраама до Давида,

· четвертый- от Давида до вавилонского пленения,

· пятый – от вавилонского пленения до рождения Христа,

· шестой, начавшийся с рождением Христа, должен завершиться вторым его пришествием, страшным судом и концом мира.

Также была концепция 4 царств (нужны были для доказательства преемственности каждой эпохи царствования, нужна легитимизация). Всем нужна преемственность царской власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: