Возникает в конце 20 века.
Постмодернизм – это мировоззрение, выражающее основные тенденции, установки и ориентиры общества, достигшего определенного уровня развития.
Постмодернизм не сводится к какому-либо единому учению или теории. Скорее его надо рассматривать как широкий спектр различных подходов и точек зрения, касающихся разных областей знания, при этом, имеющих нечто общее, объединяющее.
Постмодернизм как комплексное идейное течение представляет собой квинтэссецию духа времени, отражая состояние духовности в наши дни, связанное с ощущением неприемлемости в новых социокультурных реалиях господствующих ранее представлений о мире и человеке. Мы понимаем, что мир, в котором мы живем, изменился.
Главной, отличительной чертой постмодернизма считается исходная установка на невозможность описания мира как некого целого с помощью каких-либо общих теорий, претендующих на истинное, единственно верное знание о действительности.
Начало эпохи постмодерн:
· Изменения, произошедшие в экономически развитых странах во второй половине шестидесятых годов, ставшие началом перехода от индустриального общества к постиндустриальному, или информационному обществу.
|
|
· В конце шестидесятых начинается разочарование в возможности насильственного переустройства мира согласно «великим историческим проектам», начиная с проекта Маркса и заканчивая проектом Маркузе.
Следует различать эти два понятия, иногда употребляющиеся как синонимы.
«Постмодерн» - означает культурно-исторический период, наступающий после «Модерна».
«Постмодернизм» - мировоззрение и самосознание культуры на данном историческом этапе.
Термины «постмодерн» и «постмодернизм» образованные с помощью приставки «пост», являются парадоксальными. Такие термины не указывают на свою сущность, а лишь фиксируют связь с содержанием непосредственно предшествующего понятия.
Как правило, эта связь представляет собой своеобразное отрицание, которое в отличие от диалектического или негативного отрицания – состоит в том, что не преодолевает предшествующую форму, а ограничивает её значение.
В строительстве, литературе, в науке формируется теория: порядок из хауса, синергетака, фрактальная геометрия. Все происходит на фоне вхождения в жизнь людей информационных технологий и, как следствие, формирование информационного общества.
В нем превалирует деятельность по созданию, потреблению и трансляции информации. Это экономический фундамент.
В глобальном масштабе постмодернизм - это реакция на вхождение информационных технологий в жизнь людей. Постмодернизма не может быть вне информационного общества. Это базис для данного мировоззрения. Идет порождение новой культуры.
|
|
То еще происходило в 60-х годов происходило? Это время великих исторических проектов, начиная с Маркса до Маркузе.
Маркуза – автор сексуальной революции. Один из вождей левых направлений (МММ – Марк, МАО, Маркузе – основн образы революционеров наравне с Чигивара).
· 1968 год- последний год всплеска коммунистических движений протеста. Движение протеста, основу которого составляла студенческая молодежь, вдохновленная разворачивающейся в Китае «культурной революцией», идеей Э. Че Гевара о возможности «революции без бюрократии», теориями «спонтанности революционного действия», восходящих к Бакунину и Прудону, а также теорией Маркузе о решающей роли маргинальных групп в социально-политическом преобразовании буржуазного общества, столкнулось с вездесущностью отлаженных механизмов власти и оказалось неспособным претворить свои требования в реальность.
Маркузе описывал общество развитого капитализма, говорил, что нет уже такой классовой дифференциации, нет агентов революции. Если секретарша босса пользуется той же помадой что и жена босса, а негры ездят на кадиллаке, какие могут быть классовые различия (одномерный человек).
Встает вопрос тотального контроля власти над человеком. Причем не насильственными способами – определение его модели идентификации, определение потребностей, товаров и т.д – Одномерный мир, из которого он не может вырваться. Кто может вырваться – кто не включен в этот процесс: маргиналы, люмпены, интеллигенция, оторванная от жизни и невовлеченные еще в это студенты. Они и творили революции. Но власть показала им, что это не возможо – власть не позволит вторить революции.
· «Пражская весна», когда под гусеницами танков окончательно погибла вера в социализм «с человеческим лицом».
· Волнения в американском обществе, связанные с осознанием бессмысленности и трагичности Вьетнамской войны, ставшей парадигмальным образцом попыток развитых стран навязать свою «прогрессивную» идеологию «отсталым» государствам и народам.
1968 – условленный рубеж, символизирующий начало становления постмодернистского мировоззрения.
Вхождение постмодернистской эпохи в свои права представляет собой постепенный, незаметный процесс. В отличие от революций Нового времени, переход к эпохе «постмодерн» не является каким-то радикальным, чётко обозначенным хронологическим событием. Растянутое во времени, начиная с конца шестидесятых годов, оно продолжается и до сих пор.
Откуда взялся термин постмодернизм? – Рудольф Парвиц (локально употреблял для определения теорий), потом для художественных течений. Впервые в статье один из журналистов в PlayBoy. Термин употреблялся к изменению культуры. Только в 1979 изменения наделяются данным термином (началось ранее – 68 год).
Смысл ускользающего понятия: постмодернизм как утверждение плюрализма:
- Постмодернизм – специфическое мировоззрение, получившее распространение в конце ХХ века, главной отличительной чертой которого является плюрализм, т.е. допущение одновременного существования разнообразных точек зрения.
Главное отличие постмодернизма - ПЛЮРАЛИЗМ (и одновременно ахиллесова пята).
Если модерн давал четкую и ясную картину течения мира, была ясность четкость, понятность, утверждение истинности.
Постмодернизм формировался и в древней Греции (Пифагор – вещи - суть числа и числа – более идеальные, геометрические фигуры, мы знаем истину и истина выше, чем действительность – фактически модернистские мысли, от кругов Пифагора, до концентрационных лагерей). Все в мире размазано – плюрализм.
|
|
Например, ресторан, где много блюд и там где мало – много может быть не хороших, а немного – но отличные. Выбрать также тяжело (всего много и одновременно => может попасться продукт некачественный). Эта несвежесть содержится в идее плюрализма.
- Принцип плюрализма является фундаментальным для осмысления постмодернизма, и уже непосредственно из него вытекают такие производные его характеристики как фрагментарность, децентрация, изменчивость, контекстуальность, неопределенность, ирония, симуляция.
Эти характеристики определяют специфику постмодерной культуры – культуры информационного общества.
Фрагментация. Человек мира информационного общества может позволить себе находиться в своем личном пространстве. Оно может быть идти в разрез мейнстрима. Постмодернизм – это фрагментированный мир, различные направления. Человек находится там где ему хорошо, ему не надо другого.
Децентрация – мир уже не модет управляться из одной точки. Производство, власть, все проявление модернизма.
Изменичивость – текучая современность (Зигмунд Баум) – жизнь сравнима с жидкостями, человек не привязан к месту, может работать из дома, начать жить в одной, закончить в другой стране.
Контекстуальность (интертекстуальность) – текст не может существовать как отдельная книга, в каждом тексте ссылки, цитаты, отправки к каким то другим текстам. Мир – большой текст. Интернет – хорошо отражает. Главное – гиперссылка, возможно мгновенного перехода к другому тексту. Содержит в себе большое количества текста (то есть не как в каталоге в библиотеки).
Неопределенность – тоже символ изменчивости, как следствие.
Ирония – трактовать можно по-разному. Раз все можно трактовать по-разному, то вседозволенность. Раз Бога нет – все дозволено (обратная сторона медали избавления от одних проблем и возможность нарваться на другие). Получаем, избавляясь от одних проблем, приобретаются другие проблемы. Ирония как прием в литературе – ироническое отношение к тексту, к авторитетам, к наследию прошлого.
|
|
Симуляция – это модель образа жизни и восприятия мира и взаимодействия в рамках современной культуры. Само понятие истины в калейдоскопе симуляторов исчезает. Например, как формируется новость – что сначала событие или новость (если отражено в новостях, то событие было, а если не было в новостях, то и можно сказать его не было).
Резюмируя, плюрализм, разрушая саму идею каких-то границ, возможность опереться на какие-то ценности, оставляет человека с разрушенной идентичностью.
Все можно – в итоге получаем парадоксальные формы воплощения идентичности.
Получаем радикальные формы – фундаментализм, радикализм. Возникает он в недрах Европы, потому что это Другая модель культуры, она тоже может существовать, “у нас демократия”. На самом деле терроризм – один из итогов демократизации и плюрализации Европы (не в песках формировались, а именно в европейской культуре, пользовались именно европейскими технологиями).