Бодрийяр. Теория симулякров и гиперрреальности

Жан Бодрийяр (1929-2007) – французский социолог, культуролог, один из наиболее социально-ориентированных известных представителей философии постмодернизма.

Уделял много внимания проблемам современности, он, скорее, критик современного общества с позиции постмодернизма. На западе Бодрийяра именуют культовым идеологом постмодернизма, и апостол технокультуры, и «новым Гербертом Маршалом Маклюэном».

Основные произведения и книги:

1. Система вещей (1968) – первое в филосфии произведение постмодернизма

2. Общество потребления (1970)

3. К критике политической экономии знака (1972)

4. Символический обмен и смерть (1976)

5. Соблазн (1979)

6. Симулякры и симуляция (1981)

7. В тени молчаливого большинства, или конец социального (1982)

8. Прозрачность зла (1990)

Франк Уэбстер критиковал постмодернистов: “ увлеченность постмодернистов релятивизацией любого знания, их полное отрицание истины, место которой заняло бесконечное разнообразие «истин», следует отвергнуть… эта теория внутренне противоречива, она содержит в себе известный с древних времен парадокс лжеца… Именно настаивая на релятивизме, Бодрийяр часто высказывает настоящие глупости…”

Бодрийяр был одним из тех, кто сокрушил «смысловое зеркало знака». Зеркало как то, что знак отражает некую реальность, а с другой- он критикует зеркальные позиции бинарных понятий:

· «субъект - объект»;

· «реальное» - «воображаемое»;

· «оригинальное» - «вторичное»;

· «внешнее - внутреннее»;

· «мужское - женское», «Запад - Восток» и т.п.

(Западная культура, европейская ментальность в качестве своих «общепризнанных», «естественных» оснований фундирована «бинарными» ценностными оппозициями).

В чем схожесть этих понятий? Реальны ли эти понятия? Мы создаем категориальную сетку, накладываем на них, на мир. То, что зацепилось, то и осталось, не зацепилось – ушло.

Ж. Деррида: мы имеем дело с насильственной иерархией. Один из двух терминов подавляет другой (аксиологически, логически и т.д.). Находящееся «по правую сторону» от воображаемой поляризующей оси, находится в позиции безнаказанного тотального подавления. То есть субъект всегда первичен по отношению к объекту, внутреннее уходит перед внешним.

Сравнительная таблица по Ихабу Хасану
Модернизм Постмодернизм
Закрытая замкнутая форма Открытая разомкнутая антиформа
Цель Игра
Замысел Случай
Иерархия Анархия
Дистанция Участие
Центрирование Рассеивание
Жанр/границы Текст/интертекст
Парадигма Синтагма
Селекция Комбинация
Корни/глубина Ризома/поверхность
Означаемое Означающее
Чтение Письмо
Повествование/большая история Антиповествование/малая история
Симптом Желание
Тип Мутант
Фаллоцентризм Полиморфность/андрогинизм
Паранойя Шизофрения
Истоки/причины Различие/следствие
Бог-Отец Святой дух
Метафизика Ирония
Определенность Неопределенность
Трансцендентное (внешнее) Имманентное (внутренне присущее)

Постмодернизм исключает возможность принципа бинаризма как такового.

Традиционные для европейской культуры «бинарные» оппозиции перестают выполнять роль главных осей, организующих мыслительное пространство.

Бодрийяр в книге «О соблазне» предлагает пафосный отказ от традиционалистской модели организации культурного пространства, в основу которой «единый мужской субъект представления». А что вместо этих осей?

Бодрийяр: «…мужскому как глубине противостоит даже не женское как поверхность, но женское как неразличимость поверхности и глубины. Или как неразличенности подлинного и поддельного… Подлинна женщина или поверхностна – по сути дела, это одно и то же. Такое можно сказать только о женском. Мужское знает надежный способ различенияи абсолютный критерий истинности. Мужское определенно, женское неразрешимо».

Культовое произведение Бордийяра – «Симулякры и симуляции».

Использовалось и в Матрице (с помощью знаков описывается пространство).

Авторский термин «симулякр». Авторство традиционно приписывается Платону. В его модели репрезентации присутствуют идеальная модель – оригинал (эйдос), по отношению к которой возможны верные или неверные подражания. Модель репрезентации Платона – основана на неком соответсвии эйдоса материальному объекту. В этих отношениях может быть верное и неверное подражание (кот красивый и с колтунами). Истинность материальгого объекта определяется через категорию соответствия. Верные подражания – копии характеризуются своим сходством (с моделью), а неверные подражания – симулякры – своим отличием. Симулякр – знак, который разрушает реальность. По Бодрийяру, симулякр никаким образом не соотносится ни с какой реальностью, кроме своей собственной.

Симулякр (фр. simulacres, от simulation - cимуляция) - это образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Это копия, оригинал которой безвозвратно потерян.

Он обратил внимание на свойственное современному обществу явление симуляции - порождение абстракций, не имеющих связи с реальностью, замена реальности какими-то "знаками" реальности, или, как говорит jrob - текстами. Концепция «симуляции» у Бодрийяра раскрыла виртуальный характер современной реальности.

Социальность уступает место симуляции.

«Симулякр – это вовсе не то, что скрывает собой истину, - это истина, скрывающая, что ее нет. Симулякр есть истина».

В обществе уже не остаётся ничего кроме симуляции. Само понятие истины уже дискредитируется. Истину представляет собой симуляторы. Мы позиционируем наш мир, основываясь на симуляторах (посмотрите новости).

Бодрийяр предлагает рассматривать симуляцию как заключительный этап развития знака, в процессе которого он выделяет четыре стадии развития.

· Первая – отражение некой глубинной реальности;

· Вторая – маскировка и извращение этой реальности;

· Третья – маскировка отсутствия всякой глубинной реальности;

· Четвертая – утрата всякой связи с реальностью, переход из строя видимости в строй симуляции, т.е. обращение знака в собственный симулякр.

Например, объявление в газете:

первое оно есть,

вторая- потом можно приукрасить, чтобы продать,

третья стадия – сама реклама становится продуктом – смотрим как эстетический продукт (например, на фестивале рекламы уже смотрим уже может быть оторвано от реальности (Банк Империала – нет Банка, а реклама осталась),

четвертая – если бы в Лондоне появилась слово ГОРАП, люди привыкают, потом появляется под ним «покупайте пылесос ГОРАП, чайник ГОРАП и т.д. – это примеры симуляторов.

Бодрийяр сосредотачивает свое внимание на социальных сторонах симуляции и выдвигает тезис об «утрате реальности», на смену которой приходит «гиперреальность».

Реальность больше чем действительность, социальная реальность. Пример, берем современные телевизоры (4К) – картинка более насыщенная, чем реальность.

В книге «Прозрачность зла» Бодрийяр в качестве основной характеристики новой реальности предлагает «транспарентность».

Речь идет о мироустройстве, главной особенностью которого – создание все более обыскусствленной среды обитания, в которой человек более не страдает от тяжкого труда, болезней, голода, насилия, войн и даже не переживает экзистенциальных душевных конфликтов.

Бодрийяр: «если бы мне надо было дать название современному положению вещей, я сказал бы, что это – состояние после оргии. Оргия … это момент освобождения в какой бы то ни было сфере… Мы прошли всеми путями производства и скрытого сверхпроизводства предметов, символов, посланий, идеологий, наслаждений. Сегодня игра окончена – все освобождено. И все мы задаем себе главный вопрос: что делать теперь, после оргии?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: