Проблема классификации наук. С процессами дифференциации и интеграции наук связана проблемы их классификации

С процессами дифференциации и интеграции наук связана проблемы их классификации. Классифи­кация (от лат. «классис» - разряд, класс и «фацио» - делаю) – это система соподчиненных понятий (классов, объ­ектов) в какой-либо области знания или деятельности. Научная классификация фиксирует закономерные связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства (таковы, например, биологические систематики, классификация химических элементов, классификация наук). Строго и четко проведенная классификация как бы подытоживает результаты формирования определенной отрасли знания и одновременно отмечает начало нового этапа в ее развитии, что содействует дви­жению науки со ступени эмпирического накопления знаний на уровень теоретического синтеза. Кроме того, она позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных еще фактов или закономерностей.

По степени существенности оснований деления различаются естественные и искусственные классифи­кации. Если в качестве основания берутся существенные признаки, из которых вытекает максимум производ­ных, так что классификация может служить источником знания о классифицируемых объектах, то такая клас­сификация называется естественной (например, Периодическая таблица химических элементов). Если же для систематизации используются несущественные признаки, классификация считается искусственной (например, алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках).

Классификация дополняется типоло­гией, под которой понимается научный метод, основанный на расчленении систем объектов и их группировке с помощью обобщенной модели или типа. Она используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Так, Декарт в свое время для классификации наук использовал метафору дерева, «корни» которого образует метафи­зика (собственно философия), «ствол» – физика (фундаментальные науки), а «крона» включает так называемые прикладные науки: медицину, механику и этику.

Французский философ и социолог О. Конт в основу классификации наук положил закон трех стадий интеллектуальной эволюции человечества, выстроив ее по степени уменьшения абстрактности и увеличения сложности наук: матема­тика, астрономия, физика, химия, биология, социология (социальная физика). В качестве классифицирующего признака он определил действительные естественные связи, существующие между предметами. Согласно Конту, есть науки, относящиеся, с одной стороны, к внешнему миру, а с другой стороны, — к человеку. Так, философию природы следует разделить на две отрасли — неорганическую и органическую; естественная фи­лософия охватывает три отрасли знания — астрономию, химию, биологию. Конт считал возможным продол­жить структурирование, распространив свой принцип систематизации наук на математику, астрономию, фи­зику, химию, социологию. Выделение последней в особую группу он обосновывал ее развитием на собствен­ной методологической основе, которую нельзя распространить на другие науки.

Немецкий историк культуры и философ В. Дильтей (1833—1911) в книге «Введение в науки о духе» предложил отделить науки о духе от наук о природе, внешних по отношению к человеку. Предметом наук о духе он считал анализ человеческих отношений, внутренние переживания, окрашенные эмоциями, о которых природа «молчит». Такая ориентация, согласно ему, может установить связь понятий «жизнь», «экспрессия», «понимание», которых в науке нет, хотя они объективируются в институтах государства, церкви, юриспруденции.

По мнению другого немецкого философа, Г. Риккерта (1863—1936), противопоставление наук о природе и наук о культуре отражает противоположность интересов, разделяющих ученых на два лагеря. В его классификации естествознание направлено на выявление общих законов, история занимается неповторимыми единичными явлениями, естествознание свободно от ценностей, тогда как культура царствует в них.

Ф. Энгельс главным критерием классификации наук считал формы движения ма­терии, выделяя механические, физические, химические, биологические и общественные науки. В настоящее время в продолжении этой традиции считается, что наиболее плодотворным методом классификации является тот, который основан на различиях шести основных форм движения материи: субатомной физической, химической, молекулярно-физической, геологической, биологической и со­циальной.

Любопытен опыт классификации наук академика В. И. Вернадского, в основе которой находилась разработка целостного учения о биосфере и эволюции ее в ноосферу. Поэтому в качестве критерия своей клас­сификации он положил характер наук, в зависимости от которого он выделял два типа наук: 1) науки, охватывающие всю реальность, – планету, биосферу, космос; 2) науки, относящиеся только к зем­ному шару. При этом особое место он отводил логике, посколькуона охватывает все области наук – и гума­нитарные, и естественно-математические.

Советский философ и историк науки, Б. М. Кедров предложил четырех­звенную классификацию наук, включающую в себя: а) философские науки (диалектика, логика); б) математиче­ские науки (математика, математическая логика, кибернетика); в) естественные и технические науки (механика, астрономия, физика, химия, геология, география, биохимия, биология, физиология, антропология); г) общественные науки (история, археология, этнография, экономическая география, статистика и т.д.).

В настоящее время чаще всего в общей системе наук чаще всего выделяют философские, математические, естественные, технические социальные и гуманитарны е.

По поводу классификации наук дискуссия продолжается и сегодня, при этом принято считать, что наиболее плодотворным методом такой классификации является тот, который основан на различиях шести основных форм движения материи:субатомно-физической, химической, молекулярно-физической, геологической, биологической и со­циальной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: