Основания науки. Идеалы и нормы исследования

Научное знание, в какой бы области науки оно не формировалось, всегда представляет собой огромную массу взаимодействующих между собой различных форм знаний – научных фактов, на которых строятся одна или несколько гипотез, которые в конкуренции друг с другом и при взаимодействии с практикой превращаются в теории.. Бывает, однако, и так, что сразу строится развитая теория, которая дает объяснение известным, но ранее не нашедшим достаточного обоснования фактам, либо заставляет по-новому интерпретировать ранее объясненные факты. Иначе говоря, существуют разнообразные и сложные процедуры взаимодействия различных форм научного знания.

Существенно то, что все это разнообразие форм знаний и их взаимодействий объединено в целостность. Эта целостность обеспечивается не только взаимосвязями между теоретическим и эмпирическим уровнями знания, но и тем, что принято называть основаниями научного знания. Эти основания не только обеспечивают целостность предметной области науки, но определяют стратегию научного поиска, обеспечивая также включение его результатов в культуру соответствующей эпохи.

Основания каждой конкретной науки имеют достаточно сложную структуру, в которой, однако, можно выделить, по меньшей мере, три главных составляющих блока: 1) идеалы и нормы исследования; 2) научную картину мира; 3) философские основания. Остановимся вначале на двух первых.

Идеалы и нормы научного исследованиявыражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип продукта (знание) должен быть получен в результате их осуществления и каким способом получить этот продукт.

Основными формами, в которых они реализуются и функционируют, являются высшие образцы: во-первых, доказательности и обоснованности, во-вторых, объяснения и описания, наконец, в-третьих, построения и организации знания.

Что же касается их содержания, то здесь можно обнаружить несколько взаимосвязанных уровней. Первый уровень представлен нормативными структурами, общими для всякого научного познания. Это – инвариант, отличающий науку от других форм познания. Однако на каждом этапе исторического развития этот уровень конкретизируется посредством исторически преходящих установок, свойственных науке соответствующей эпохи.

Система таких установок выражает стиль мышления этой эпохи и образует второй содержательный уровень идеалов и норм научного исследования. Например, нормативы описания, принятые в науке средневековья, радикально отличны от тех, которые характеризовали науку Нового времени, а нормативы объяснения и обоснования, принятые в эпоху классического естествознания, отличны от современных.

Наконец, в содержании идеалов и норм научного исследования можно выделить третий уровень. В нем установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки (физики, биологии, химии и др.).

В идеалах и нормах науки выражена некоторая обобщенная схема метода, который, как известно, должен соответствовать исследуемому объекту. Поэтому специфика объекта непременно сказывается на характере идеалов и норм научного познания, и каждый новый тип системной организации объектов, вовлекаемый в орбиту исследовательской деятельности, как правило, требует трансформации идеалов и норм научной дисциплины. Но не только спецификой объекта обусловлено функционирование и развитие идеалов и нормативов науки. В их системе выражены и определенный образ познавательной деятельности, и представление об обязательных процедурах, обеспечивающих постижение истины. Этот образ всегда имеет социокультурную обусловленность. Он формируется, испытывая влияние мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры той или иной исторической эпохи.

Второй блок оснований науки составляет научная картина мира. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества и человека. Аспект общейнаучной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественнонаучной картиной мира.

Синтез знаний, получаемых в различных науках, является весьма сложной процедурой. Он предполагает установление связей между предметными областями наук. Видение предмета наук, представление о его главных системно-структурных характеристиках выражено в структуре каждой из наук в форме целостной картины исследуемой реальности. Этот компонент знания часто называют специальной (локальной) научной картиной мира. Здесь термин «мир» применяется в особом смысле, обозначая уже не мир целом, а тот его фрагмент или аспект, который изучается в данной науке. В этом значении говорят, например, о физическом или биологическом мире. По отношению к общей научной картине мира такие картины реальности можно рассматривать как ее относительно самостоятельные фрагменты или аспекты.

Картина реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. С ней связаны различные типы теорий научной дисциплины (фундаментальные и прикладные), а также опытные факты, на которые опираются и с которыми должны быть согласованы основные принципы построения картины реальности. Одновременно научная картина мира функционирует и как исследовательская программа, которая целенаправляет постановку задач эмпирического и теоретического поиска и выбор средств их решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: