В античности большинство социальных (социально-гуманитарных) наук входило в философию как форму интегрирующего знания о человеке и обществе. В некоторой степени о выделении в самостоятельные дисциплины можно говорить о юриспруденции (Древний Рим) и истории (Геродот, Фукидид). В Средние века социальные науки развивались в рамках богословия как нерасчлененного всеобъемлющего знания. В античной и средневековой философии понятие общества практически отождествлялось с понятием государства.
Исторически первой наиболее значимой формой социальной теории являются учения Платона и Аристотеля. В Средние века к мыслителям, внесшим существенный вклад в развитие социальных наук, можно отнести Августина, Иоанна Дамаскина, Фому Aквинского, Григория Паламу. Важный вклад в становление социальных наук внесли деятели эпохи Возрождения (XV–XVI в.) и Нового времени (XVII в.): Т. Мор («Утопия»), Т. Кампанелла «Город Солнца», Н. Макиавелли «Государь». В Новое время происходит окончательное отделение социальных наук от философии: экономики (XVII в.), социологии, политологии и психологии (XIX в.), культурологии (XX в.). Возникают университетские кафедры и факультеты по социальным наукам, начинают выходить специализированные журналы, посвященные вопросам изучения общественных явлений и процессов, создаются ассоциации ученых, занимающихся исследованием в области социальных наук.
Основные направления современной общественной мысли
В обществознании как совокупности социальных наук в XX вв. сформировалось два подхода: сциентистско-технократический игуманистический (антисциентистский).
Главной темой современного обществознания становится судьба капиталистического общества, а важнейшим предметом — постиндустриальное, «массовое общество» и особенности его формирования.
Это придает данным исследованиям явный футурологический оттенок и публицистическую страстность. Оценки состояния и исторической перспективы современного общества могут быть диаметрально противоположными: от предвидения глобальных катастроф до прогнозирования стабильного процветающего будущего. Мировоззренческой задачей подобных исследований является поиск новой общей цели и способов ее достижения.
Наиболее разработанной из современных социальных теорий является концепция постиндустриального общества, основные принципы которой сформулированы в трудах Д. Белла (1965). Идея постиндустриального общества достаточно популярна в современном обществознании, а сам термин объединяет целый ряд исследований, авторы которых стремятся определить ведущую тенденцию развития современного общества, рассматривая процесс производства в различных, в том числе и организационных, аспектах.
В истории человечества выделяются три фазы:
1. доиндустриальная (аграрная форма общества);
2. индустриальная (технологическая форма общества);
3. постиндустриальная (социальная стадия).
Производство в доиндустриальном обществе в качестве основного ресурса использует сырье, а не энергию, извлекает продукты из природных материалов, а не производит их в собственном смысле, интенсивно использует труд, а не капитал. Важнейшими общественными институтами в доиндустриальном общества являются церковь и армия, в индустриальном — корпорация и фирма, а в постиндустриальном — университет как форма производства знания. Социальная структура постиндустриального общества теряет ярко выраженный классовый характер, собственность перестает быть ее основой, класс капиталистов вытесняется правящейэлитой, обладающей высоким уровнем знаний и образования.
Аграрные, индустриальные и постиндустриальные общества не являются стадиями общественного развития, а представляют собой сосуществующие формы организации производства и его основные тенденции. Промышленная фаза начинается в Европе с XIX в. Постиндустриальное общество не вытесняет остальные формы, а добавляет новый аспект, связанный с использованием информации, знания в общественной жизни. Становление постиндустриального общества связывают с распространением в 70-х гг. XX в. информационных технологий, радикально повлиявших на производство, а следовательно, и на сам образ жизни. В постиндустриальном (информационном) обществе происходит переход от производства товаров к производству услуг, возникает новый класс технических специалистов, которые становятся консультантами, экспертами.
Основным ресурсом производства становится информация (в доиндустриальном обществе это сырье, в индустриальном — энергия). Наукоемкие технологии сменяют трудоемкие и капиталоемкие. На основании этого различения можно выделить специфические особенности каждого общества: доиндустриальное общество основано на взаимодействии с природой, индустриальное — на взаимодействии общества с преобразованной природой, постиндустриальное — на взаимодействии между людьми. Общество, таким образом, предстает как динамическая, прогрессивно развивающаяся система, главные движущие тенденции которой находятся в сфере производства. В этом отношении наблюдается определенная близость между постиндустриальной теорией и марксизмом, что определяется общими идейными предпосылками обеих концепций — просветительскими мировоззренческими ценностями.
В рамках постиндустриальной парадигмы кризис современного капиталистического общества предстает как разрыв между рационалистически ориентированной экономикой и гуманистически ориентированной культурой. Способом выхода из кризиса должен стать переход от господства капиталистических корпораций к научно-исследовательским организациям, от капитализма к обществу знаний.
Кроме этого намечается множество иных экономических и социальных сдвигов: переход от экономики товаров к экономике услуг, повышение роли образования, изменение структуры занятости и ориентации человека, становление новой мотивации деятельности, радикальное изменение социальной структуры, развитие принципов демократии, формирование новых принципов политики, переход к нерыночной экономике благосостояния.
В работе известного современного американского футуролога О. Тофлера «Шок будущего» отмечается, что ускорение социальных и технологических изменений оказывает шоковое воздействие на индивида и общество в целом, затрудняет адаптацию человека в меняющемся мире. Причиной современного кризиса является переход общества к цивилизации «третьей волны». Первая волна — аграрная цивилизация, вторая — индустриальная. Современное общество может выжить в существующих конфликтах и глобальной напряженности лишь при условии перехода к новым ценностям и новым формам социальности. Главным является революция в мышлении. Социальные изменения обусловлены, прежде всего, изменениями в технике, которая определяет тип общества и тип культуры, причем это влияние осуществляется волнообразно. Третья технологическая волна (связанная с ростом информационных технологий и кардинальным изменением связи) существенным образом меняет образ и стиль жизни, тип семьи, характер работы, любви, общения, формы экономики, политики, сознания.
Основными характеристиками индустриальной технологии, основанной на старом типе техники и разделения труда, являются централизация, гигантизм и единообразие (массовидность), сопровождающиеся угнетением, убожеством, нищетой и экологическими катастрофами. Преодоление пороков индустриализма возможно в будущем, постиндустриальном обществе, основными принципами которого будут целостность и индивидуализированность.
Переосмысливаются такие понятия, как «занятость», «рабочее место», «безработица», получают распространение бесприбыльные организации в сфере гуманитарного развития, происходит отказ от диктата рынка, от узкоутилитарных ценностей, которые вели к гуманитарным и экологическим катастрофам.
Таким образом, на науку, ставшую основой производства, возлагается миссия преобразования общества, гуманизации общественных отношений.
Концепция постиндустриального общества была подвергнута критике с различных точек зрения, и главный упрек заключался в том, что данная концепция — не что иное, как апология капитализма.
Альтернативный путь предлагается в персоналистских концепциях общества, в которых современные технологии («машинизация», «компьютеризация», «роботизация») оцениваются как средство углубляющегося самоотчуждения человека от своей сущности. Так, антисциентизм и антитехницизм Э. Фромма позволяет ему видеть глубокие противоречия постиндустриального общества, угрожающие самореализации личности. Потребительские ценности современного общества являются причиной деперсонализации и дегуманизации общественных отношений.
Основой общественных преобразований должна стать не технологическая, а персоналистская революция, революция в человеческих отношениях, сутью которой будет радикальная ценностная переориентация.
Ценностную установку на обладание («иметь») необходимо заменить мировоззренческой ориентацией на бытие («быть»). Подлинным призванием человека и высшей его ценностью является любовь. Только в любви и реализуется установка на бытие, меняется структура характера человека, находит решение проблема человеческого существования. В любви возрастает уважение человека к жизни, остро проявляется чувство привязанности к миру, слитности с бытием, преодолевается отчуждение человека от природы, общества, другого человека, от самого себя. Тем самым осуществляется переход от эгоизма к альтруизму, от авторитаризма к подлинному гуманизму в человеческих отношениях, а личностная ориентация на бытие предстает в качестве высшей человеческой ценности. На основе критики современного капиталистического общества строится проект новой цивилизации.
Целью и задачей личностного бытия является построение персоналистской (общностной) цивилизации, общества, где обычаи и образ жизни, общественные структуры и установления соответствовали бы требованиям личностного общения.
В нем должны быть воплощены принципы свободы и творчества, согласия (при сохранении различия) и ответственности.Хозяйственной основой подобного общества является экономика дарения. Персоналистская социальная утопия противостоит концепциям «общества изобилия», «общества потребления», «правового общества», основой которых являются различные виды насилия и принуждения.