Монизм (греч. монос – один) – утверждение, что мир имеет только одно начало (субстанцию): или материальное или идеальное.
Например: первична материальная причина (материя); первична идеальная причина (Бог).
Дуализм (лат. дуа – два)– признание наличия двухравноправных начал (причин чего либо).
Примеры дуализма:
- в онтологии: причинами возникновения и развития мира являются два равноправных начала: и материальное и идеальное (и материя и сознание);
- в гносеологии: признание двух разных методов познания действительности (например, эмпиризм и рационализм).
Плюрализм (плюраль – множественность) – признание множественности начал (причин) в мире.
Примеры плюрализма:
- в онтологии: в основе мира лежит несколько равноправных, самостоятельных начал (причин) – вода, воздух, огонь, идеи, Бог;
- в гносеологии (в познании) – признание множественности методов познания (эмпиризм, рационализм, индукция и др.).
Материализм и идеализм:
Два основных направления (течения) в философии (в монизме). Соответственно, их сторонников называют материалистами и идеалистами.
|
|
Материализм – направление в философии (в онтологии), полагающее, что мир возник и развивается благодаря материальным причинам (началам). Например: материя, атом, земля, воздух, и т.п. А все идеальное в мире - вторично и возникло благодаря материальному (в том числе, сознание человека).
Поэтому, например, в возникновении и развитии общества материалисты главными движущими силами развития соответственно считают материальную основу общества (экономику), которая определяет все остальное, в том числе идеальные (духовные) сферы – культуру, образование, науку и т.п.
Исторические формы материализма:
Материализм в истории существовал в нескольких формах.
1. Древний материализм (материализм древних греков) - стихийный и наивный. Природа состоит из материальных частиц и существует независимо от сознания. (VI век до н.э – VI в. н.э. Фалес, Демокрит, Гераклит).
2. Метафизический (механистический) материализм: мир в своей основе материален, но существует лишь в к оличественном, механическом перемещения тел (Новое время в Европе. 16-17 века. Декарт, Гоббс). Упрощенное понимание свойств мира.
3. Диалектический материализм: мир в своей основе материален и постоянно, качественно изменяется (т.е. развивается). (19-й век. Маркс, Энгельс).
Виды материализма:
- Последовательный материализм: признание первичности и главенства материального и в природе и в обществе (марксизм).
- Непоследовательный материализм – признание первичности материального в природе, но отрицание его главенства в обществе и в истории (Фейербах).
|
|
- Вульгарный материализм – все существующее в мире сводится к материальному, в т.ч. и сознание человека (Бюхнер, Фогт, Моллешот).
Идеализм и его разновидности:
Идеализм – направление в философии (в онтологии), полагающее, что основой мира и причиной его возникновения является идеальное (духовное) начало.
Например:
- в природе – Бог, абсолютный разум, понятия и т.п.
- в обществе – идеи, культура, образование, наука.
Практические последствия принадлежности к материализму или к идеализму: главное внимание - или к материальным или к идеальным факторам, их главенствующему значению в мире (материализм – экономика; идеализм - наука, образование, духовность).
Две разновидности идеализма: объективный и субъективный
1. Объективный идеализм – утверждение, что основа мира (его причиной) есть объективное идеальное начало, т.е. не зависящее от человеческого сознания.
Например, Бог (в религии), абсолютная идея (у Гегеля), идеи (у Платона), числа (у Пифагора) и т.п.
1. Субъективный идеализм – утверждение, что основа мира – сознание человека.
Мир зависит от человеческого сознания, создается им.
Фактически «мир есть комплекс ощущений человека» и не существует вне человеческого сознания (англ. философ Дж.Беркли, 1685-1753).
Например: вишня.
Следовательно, мир всецело зависит от человеческого восприятия, от человеческих ощущений. Он субъективен, так как восприятие мира каждым человеком субъективно. Действительность есть результат духовного творчества субъекта.
Отсюда – ведущая роль человека (субъекта) в преобразовании мира и общества (т.н. субъективный метод в социологии).