Познание – есть процесс приобретения знаний о бытии (о природе, обществе, человеке).
Оно включает в себя:
1) процесс отражения действительности в мозгу человека;
2) ее дальнейшее объяснение.
Субъект познания – тот, кто познает (человек, исследователь).
Объект познания – то, что познается.
Объекты познания человека: мир в целом, общество, человек, само познание.
Основные источники познания: чувства, разум, интуиция.
Метод познания - система правил, приемов, способов познавательной и практической исследовательской деятельности, исходящих из особенностей изучаемого объекта.
Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах – есть методология (а не гносеология!).
Научные методы познания: сенсуализм, эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, анализ, синтез и др.
Анализ - метод познания, предполагающий мысленное (или реальное) расчленение, разложение объекта на составные элементы.
Однако, человеческий разум в познании не всесилен, т.к. за его пределами и помимо него действуют иррациональные силы, ему неподвластные. (См. Кант: «Критика чистого разума» - рационализма).
Иррациональные методы познания - интуиция, инстинкт, воля, мистическое озарение и др.
Формы познания:
1) Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
2) Формы рациональной, более высокой ступени познания: понятия, суждения, умозаключения.
Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека - обыденный.
Истина – знание, верно отражающее действительность в ходе познания.
Виды истины:
Абсолютная истина – полное, законченное знание (крайне редкое явление – например, аксиомы наук).
Относительная истина – знание, требующее углубления и уточнения с течением времени.
Как правило, человек, исследователь имеет дело с относительными истинами. Постоянная качественная изменчивость мира в принципе не позволяет достичь абсолютной истины.
Критерий истины, считающийся главным (в первую очередь в марксистской гносеологии) - практика.
Независимость истины от познающего субъекта означает ее объективность.
Скептицизм - философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения истины.