Методы, система, субъекты, принципы и источники

Административное право это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти.

Администрация (от лат.administratio – управление, руководство).

Нормы административного права:

а) устанавливают формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности в государственном управлении;

б) регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов, взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами;

в) определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления;

г) регулируют управленческие отношения в социально- политической, культурной и экономической сферах.

Признаки органов государственного управления:

наличие управленческого (административного) аппарата;

исполнительно – распорядительная деятельность этого аппарата;

используемая при этом власть.

Функции органов государственного управления:

- управление различными сферами экономики;

- выполнение задач по социально – культурному строительству;

- обеспечение общественного порядка и государственной безопасности;

- реализация внешней политики государства, укрепление и развитие экономических и иных связей с другими странами.

Предмет административного права – это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организаций и деятельности исполнительной власти.

Метод правового регулирования – это способ воздействия на волю и правоведение участников правовых отношений.

Основной метод – это метод власти – подчинения или метод прямого распорядительства (отношения строятся на подчинении одного участника другому).

Метод рекомендаций рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления.

Метод согласования – этим методом регулируются отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении.

Метод равенства – субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, принимают совместные действия в форме административного договора.

Суть методов:

а) установление определенного порядка действий;

б) запрещение определенных действий;

в) представление возможного выбора;

г) предоставление возможности совершать или не совершать действия.

Система административного права делится на общую и особенную.

Общая часть включает в себя институты:

а) устанавливающие административно-правовой статус гражданин и негосударственных организаций;

б) регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти;

в) обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти;

г) регламентирующие принуждение по административному праву.

Особенная часть включает институты, регулирующие:

а) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а также административно – политическую деятельность;

б) организационно – хозяйственную деятельность;

в) социально – культурную деятельность;

г) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.

Субъектами административных правоотношений выступают:

- федеральные органы государственной власти;

- органы местного самоуправления;

- предприятие и учреждение;

- общественные объединения;

- государственные служащие;

- граждане.

Принципы административного управления

Принципы подчиненности и соответствующей подотчетности нижестоящих органов управления вышестоящим.

Принцип народовластия. Граждане участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Принцип законности в управлении, означает, что вся исполнительно – распорядительная деятельность административных органов власти должна осуществляться на основе и во исполнение закона.

Принцип разделения властей. По Конституции РФ государственная власть в стране организована по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную.

Принцип федерализма означает, что исполнительно – распорядительная деятельность в стране осуществляется с учетом местных особенностей.

Принцип гласности гарантирует освещение в прессе и доведение до народа различных проблемных тематик в области управления.

Принцип приоритета и гарантированности прав личности. Это вытекает из содержания главы 2 Конституции РФ.

Принцип сочетания централизации и децентрализации проявляется во взаимоотношениях между центральными и региональными органами управления, которые должны действовать слаженно в едином правовом пространстве.

Источники административного права

Конституция РФ.

Федеральные конституционные законы (в п.2 ст.114 Конституции РФ записано: «Порядок деятельности Правительство РФ определяется федеральным конституционным законом»).

Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. (в ред. от 25 июля 2002 г.).

Другие федеральные законы, содержащие нормы административного права.

Указы Президента РФ, относящиеся к сфере административного регулирования.

Постановление Правительства Российской Федерации по вопросам государственного управления.

Приказы и постановления министерств и ведомств.

Законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Постановления и распоряжения органов местного самоуправления.

Приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий (учреждений).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: