Часть I. Практические задания

__________________________________________________

Тема 1. Введение в словообразование

Основные понятия морфемики

Содержание

1. Предмет и задачи словообразования; два его подраздела.

2. Связь словообразования с другими разделами языка: морфологией, лексикологией, фонологией, орфографией и др. Понятие морфонологии.

3. Понятие морфемы, её признаки. Морфема, морф, алломорф.

4. Морфема и слово как единицы языка. Синонимия, антонимия, полисемия и омонимия морфем.

Литература

Тихонов А.Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология. – М., 2002. §§1-4, 25, 27, 29, 30, с. 5-17, 91, 94-100, 101-106.

Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология»/ Под ред. П.А.Леканта. – М., 2001, с.180-183, 201-203, 205-209.

Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973. §1 с. 5, § 4,5 с. 8-10, §14-19 с. 18-22, § 61 с. 77.

Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1997. § 6-7, с. 294-298, § 8, с. 302, § 23, с. 342.

Русская грамматика. М., 1980. Т.1, с.123-132.

Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии // Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. – М., 1975, с.166-220.

Соболева П.А. Словообразовательная полисемия и омонимия. – М., 1985.

Задания А

1. Графически обозначьте морфемы в следующих словах. Укажите, какие варианты морфемного членения этих слов возможны. От чего это зависит?

Заставить, папочка, полка, спел, стих, зло, стали, мой, три, отчётливо, трут, страшно, зимой, устав, овсянка, простой, спал.

2. Определите, какими частями речи являются слова, если известно, что у них есть суффиксы: -ник, -ск-, -тель, -ниц-, -ениj-, -о, -ыва(ть), -ий, -аст-, -надцать? Приведите примеры слов, сгруппируйте их в соответствии с частеречной принадлежностью.

3. Выполните фонетическую транскрипцию слов и обозначьте морфемы.

Волчья, Приобье, мелодия, синий, лисий, линий, детей, предание, поёшь.

4. Графически обозначьте морфемный состав, укажите орфографические принципы написания морфем (орфограммы подчеркнуты). Почему в школьном учебнике под редакцией В.В.Бабайцевой фонологический принцип написания называется морфемным?

Св е рхплан о в ы й, с поёш ь, в е сёл а я к о мпания, пл е ч о м, р ос пись, крюч о к, звоноч е к, п е р и ф е рия, фальш ь.

5. Сформулируйте значение суффиксов в каждой группе и подгруппе. Определите, в каких системных отношениях они находятся между собой.

I. а) Печник, сапожник, атомник;

б) школьник, колхозник, лесник.

II. а) Скворечник, коровник, телятник;

б) вопросник, словник, задачник;

в) чайник, кофейник, салатник.

III. Ельник, цветник, орешник.

6. Распределите слова по трём группам: а) с нулевым окончанием, б) фонетически выраженным, в) без окончания. Добавьте в каждую группу по два своих примера.

Бесценный, могуч, кенгуру, волчий, опасность, домой, смолоду, гуляя, приберёг, хороша, дороже, видят, нести, влево, своего, купи.

7. Определите, каким значением (лексическим или грамматическим) различаются слова в парах.

Молодой – молодить, твёрдый – твёрже, ухо – уши, ухо – ушастый, писать – пишу, писать – писатель, писать – пишущий, варить – варка, варить – сварить, варить – наварить, кричать – кричал, племя – племена, время – временный, будить – буди, построить – построение, бежать – взбежать, рука – ручка, львёнок – львята, Евгений – Евгения, рука – ручной, ненавидеть – ненавидимый, играть – играя.

Каким средством – формообразующим или словообразующим – выражается это различие?

8. Выполните графически морфемный и словообразовательный разборы следующих слов.

Предрассветный, перевозка, поджигатель, приближение, паровозный, пятеро, выход, нежность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: