Лабораторная работа № 4

Исторические изменения в морфемном составе слова

Цель: применить принципы диахронного анализа словообразовательных явлений, знания об исторических изменениях в морфемном составе слова; закрепить навыки практического пользования этимологическими словарями; выявить этимологические сведения в школьном учебнике.

Литература

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. М., 1986.

Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. М., 1959. В 2-х т.

Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. М., 2002.

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений // Т.А. Ладыженская и др. М., 2002 (ШУ-5).

Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений // М.Т. Баранов и др. М., 2002 (ШУ-6).

Задание 1. Различается ли в школьных учебниках (ШУ-5 и ШУ-6) синхронное и диахронное словообразование? Если да, то как это проявляется? Какие этимологические сведения предлагает учебник? Какие цели при этом реализуются?

Задание 2. Проанализируйте в учебнике для 6 класса (ШУ-2) упр.161 и 165. Какие неточности допущены при составлении этих упражнений? Какие сведения из истории языка необходимы при их выполнении?

Задание 3. Приведите из школьных учебников примеры, когда требования орфографии вступают в противоречие с правилами синхронным словообразования.

Задание 4. Приведите примеры слов с внутренней формой, основанной на словообразовательной мотивации: а) яркой, «живой»; б) затухающей; в) утраченной. Прокомментируйте эти примеры.

Задание 5. Проанализировав примеры из детской речи, определите, в каких случаях наблюдается ложная этимологизация, а в каких – восстановление исторической внутренней формы.

· Дядя Филя спец – значит спит много?

· Возьмем напрокат стиральную машину и поедем на ней к бабушке.

· В дедушку на фронте фашисты стреляли. – А кто же им стрелы дал?

· - Почему на грузовике флажок?

- Этот дядя – передовик.

- Многих, значит, передавил.

· Исключительный суп – его что же, из ключа сварили?

· Эта ложка – негодяйка, она старая, ни на что не годная. [5]

Задание 6. Пользуясь этимологическим словарем, найдите примеры слов, в которых произошли изменения в морфемном составе в силу следующих причин:

1) утраты мотивирующего слова из активного словаря;

2) разрыва семантической связи с мотивирующим словом,

3) изменения звукового состава основы;

4) воздействия морфемной структуры слов продуктивного типа.

Установите морфемный состав этих слов с современной и этимологической точек зрения.

Задание 7. Найдите в тексте этимологически родственные слова, определите характер структурно-семантических отношений между ними в синхронном аспекте. За счет чего происходит актуализация утраченной внутренней формы? Какова их роль в стихотворении?

Душа

То, что мы зовем душой,

Что, как облако, воздушно

И блестит во тьме ночной

Своенравно, непослушно

Или вдруг, как самолет,

Тоньше колющей булавки,

Корректирует с высот

Нашу жизнь, внося поправки;

То, что с птицей наравне В синем воздухе мелькает, Не сгорает на огне, Под дождем не размокает, Без чего нельзя вздохнуть, Ни глупца простить в обиде; То, что мы должны вернуть, Умирая, в лучшем виде, – Это, верно, то и есть, Для чего не жаль стараться, Что и делает нам честь, Если честно разобраться. В самом деле хороша, Бесконечно старомодна, Тучка, ласточка, душа! Я привязан, ты – свободна. А. Кушнер

Выполните графический морфемный анализ подчеркнутых слов.

Задание 8. Пользуясь этимологическим словарем, подберите 5 слов для этимологического анализа. Выполните его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: