Исторические изменения в морфемном составе слова
Цель: применить принципы диахронного анализа словообразовательных явлений, знания об исторических изменениях в морфемном составе слова; закрепить навыки практического пользования этимологическими словарями; выявить этимологические сведения в школьном учебнике.
Литература
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. М., 1986.
Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. М., 1959. В 2-х т.
Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. М., 2002.
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений // Т.А. Ладыженская и др. М., 2002 (ШУ-5).
Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений // М.Т. Баранов и др. М., 2002 (ШУ-6).
Задание 1. Различается ли в школьных учебниках (ШУ-5 и ШУ-6) синхронное и диахронное словообразование? Если да, то как это проявляется? Какие этимологические сведения предлагает учебник? Какие цели при этом реализуются?
|
|
Задание 2. Проанализируйте в учебнике для 6 класса (ШУ-2) упр.161 и 165. Какие неточности допущены при составлении этих упражнений? Какие сведения из истории языка необходимы при их выполнении?
Задание 3. Приведите из школьных учебников примеры, когда требования орфографии вступают в противоречие с правилами синхронным словообразования.
Задание 4. Приведите примеры слов с внутренней формой, основанной на словообразовательной мотивации: а) яркой, «живой»; б) затухающей; в) утраченной. Прокомментируйте эти примеры.
Задание 5. Проанализировав примеры из детской речи, определите, в каких случаях наблюдается ложная этимологизация, а в каких – восстановление исторической внутренней формы.
· Дядя Филя спец – значит спит много?
· Возьмем напрокат стиральную машину и поедем на ней к бабушке.
· В дедушку на фронте фашисты стреляли. – А кто же им стрелы дал?
· - Почему на грузовике флажок?
- Этот дядя – передовик.
- Многих, значит, передавил.
· Исключительный суп – его что же, из ключа сварили?
· Эта ложка – негодяйка, она старая, ни на что не годная. [5]
Задание 6. Пользуясь этимологическим словарем, найдите примеры слов, в которых произошли изменения в морфемном составе в силу следующих причин:
1) утраты мотивирующего слова из активного словаря;
2) разрыва семантической связи с мотивирующим словом,
3) изменения звукового состава основы;
4) воздействия морфемной структуры слов продуктивного типа.
Установите морфемный состав этих слов с современной и этимологической точек зрения.
|
|
Задание 7. Найдите в тексте этимологически родственные слова, определите характер структурно-семантических отношений между ними в синхронном аспекте. За счет чего происходит актуализация утраченной внутренней формы? Какова их роль в стихотворении?
Душа
То, что мы зовем душой,
Что, как облако, воздушно
И блестит во тьме ночной
Своенравно, непослушно
Или вдруг, как самолет,
Тоньше колющей булавки,
Корректирует с высот
Нашу жизнь, внося поправки;
То, что с птицей наравне В синем воздухе мелькает, Не сгорает на огне, Под дождем не размокает, Без чего нельзя вздохнуть, Ни глупца простить в обиде; То, что мы должны вернуть, Умирая, в лучшем виде, – | Это, верно, то и есть, Для чего не жаль стараться, Что и делает нам честь, Если честно разобраться. В самом деле хороша, Бесконечно старомодна, Тучка, ласточка, душа! Я привязан, ты – свободна. А. Кушнер |
Выполните графический морфемный анализ подчеркнутых слов.
Задание 8. Пользуясь этимологическим словарем, подберите 5 слов для этимологического анализа. Выполните его.