Лабораторная работа № 3. Дериватология в школьном учебнике

Дериватология в школьном учебнике

Цель: установить, как представлены в различных школьных учебниках основные понятия дериватологии; выявить, какие понятия даются в теоретической части, а какие – только на практическом уровне; закрепить навыки словообразовательного анализа.

Литература

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений // Т.А. Ладыженская и др. М., 2002 (далее – ШУ-5).

Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений // М.Т. Баранов и др. М., 2002 (далее – ШУ-6).

Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений // М.Т. Баранов и др. М., 2002 (далее – ШУ-7).

Русский язык (теория): Учебник для 5–9 классов общеобразовательных учреждений // В.В. Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. М., 2000 (в дальнейшем – ШУ-Т 5-9).

Русский язык (практика): Учебное пособие для 6–7 классов общеобразовательных учебных заведений // Под ред. В.В. Бабайцевой. М., 2000 (в дальнейшем – ШУ-П 6-7).

Задание 1. Проанализируйте материалы раздела школьных учебников (ШУ-6, ШУ-7, ШУ-Т 5-9, ШУ-П 6-7), посвященный собственно слоовообразованию, и ответьте на следующие вопросы.

1. Какие понятия дериватологии рассматриваются в школьных учебниках? Перечислите их, указывая в скобках параграфы и упражнения, которые им посвящены. Какие понятия не представлены? Какие из них вы бы ввели и почему?

2. В каких параграфах и упражнениях (процитируйте, укажите номера) школьники знакомятся с понятиями производного и производящего слова, учатся находить производящее по отношению к данному производному? Какие признаки производящего слова должен назвать ученик? Сопоставьте их с вузовским доказательством. Какой критерий при определении производящего слова считается основным в школьных учебниках? Подтвердите это цитатой. Выполните одно из упражнений, посвященных усвоению признаков производящего слова.

3. При выполнении каких упражнений школьники знакомятся со словообразовательным гнездом и словообразовательной цепочкой? Выполните упражнения, посвященные каждому из этих понятий. Какие упражнения предложили бы вы? (Постройте цепочку и гнездо со своими словами).

4. Какие способы словообразования изучаются в школе? Назовите их, приведя по 1-2 примера на каждый. Какие способы не изучаются? Как в школьных учебниках называется субстантивация и какие её словообразовательные типы приводятся в качестве примера? Есть ли деление способов словообразования на основании участия/неучастия морфем? Какие неморфемные способы представлены в школьных учебниках? Выполните упр. 185 (ШУ-6).

Задание 2. Сравните схемы и образцы школьного и вузовского словообразовательного анализа (полного и графического). Насколько последовательно в школьном учебнике представлена схема словообразовательного анализа (см. § 35, упр. 128, 123, 180 в ШУ-6 и упр. 24, 438 в ШУ-7).

Выполните полный словообразовательный анализ каждого слова а) в соответствии с образцом, данным в школьном учебнике; б) в соответствии с образцом, представленным на с. ….. настоящего пособия.

1 вариант: самоварный, подстаканник;

2 вариант: забег, коробочка;

3 вариант: подземелье, волчий;

4 вариант: прабабушка, каменистый;

5 вариант: лесопарковый, вперёдсмотрящий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: