Дериватология в школьном учебнике
Цель: установить, как представлены в различных школьных учебниках основные понятия дериватологии; выявить, какие понятия даются в теоретической части, а какие – только на практическом уровне; закрепить навыки словообразовательного анализа.
Литература
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений // Т.А. Ладыженская и др. М., 2002 (далее – ШУ-5).
Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений // М.Т. Баранов и др. М., 2002 (далее – ШУ-6).
Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений // М.Т. Баранов и др. М., 2002 (далее – ШУ-7).
Русский язык (теория): Учебник для 5–9 классов общеобразовательных учреждений // В.В. Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. М., 2000 (в дальнейшем – ШУ-Т 5-9).
Русский язык (практика): Учебное пособие для 6–7 классов общеобразовательных учебных заведений // Под ред. В.В. Бабайцевой. М., 2000 (в дальнейшем – ШУ-П 6-7).
Задание 1. Проанализируйте материалы раздела школьных учебников (ШУ-6, ШУ-7, ШУ-Т 5-9, ШУ-П 6-7), посвященный собственно слоовообразованию, и ответьте на следующие вопросы.
1. Какие понятия дериватологии рассматриваются в школьных учебниках? Перечислите их, указывая в скобках параграфы и упражнения, которые им посвящены. Какие понятия не представлены? Какие из них вы бы ввели и почему?
2. В каких параграфах и упражнениях (процитируйте, укажите номера) школьники знакомятся с понятиями производного и производящего слова, учатся находить производящее по отношению к данному производному? Какие признаки производящего слова должен назвать ученик? Сопоставьте их с вузовским доказательством. Какой критерий при определении производящего слова считается основным в школьных учебниках? Подтвердите это цитатой. Выполните одно из упражнений, посвященных усвоению признаков производящего слова.
3. При выполнении каких упражнений школьники знакомятся со словообразовательным гнездом и словообразовательной цепочкой? Выполните упражнения, посвященные каждому из этих понятий. Какие упражнения предложили бы вы? (Постройте цепочку и гнездо со своими словами).
4. Какие способы словообразования изучаются в школе? Назовите их, приведя по 1-2 примера на каждый. Какие способы не изучаются? Как в школьных учебниках называется субстантивация и какие её словообразовательные типы приводятся в качестве примера? Есть ли деление способов словообразования на основании участия/неучастия морфем? Какие неморфемные способы представлены в школьных учебниках? Выполните упр. 185 (ШУ-6).
Задание 2. Сравните схемы и образцы школьного и вузовского словообразовательного анализа (полного и графического). Насколько последовательно в школьном учебнике представлена схема словообразовательного анализа (см. § 35, упр. 128, 123, 180 в ШУ-6 и упр. 24, 438 в ШУ-7).
Выполните полный словообразовательный анализ каждого слова а) в соответствии с образцом, данным в школьном учебнике; б) в соответствии с образцом, представленным на с. ….. настоящего пособия.
1 вариант: самоварный, подстаканник;
2 вариант: забег, коробочка;
3 вариант: подземелье, волчий;
4 вариант: прабабушка, каменистый;
5 вариант: лесопарковый, вперёдсмотрящий.