Автор благодарит Светлану Гладких, Любовь Кривошееву, Эмилию Страчевскую, Марию Салаорг, Юлию Харенко, Виктора Сак, Алексея Панкова, Владимира Расторгуева, Никиту Филатова, школьных активистов Петрозаводска за совместную работу по поиску новых подходов к развитию ученического самоуправления.
Автор выражает признательность Евгению Криштафовичу, руководителю НКО «Открытая Республика» (Эстония), Ольге Новожиловой, вице-президенту Удмуртского отделения ДИМСИ и другим подписчикам интернет-рассылки «Школьное ученическое самоуправление» за ценные идеи, высказанные в ходе обсуждения материалов учебника.
[1] Статья впервые опубликована в журнале «Вестник восстановительной юстиции» № 4, 2002 г., М., Центр «Судебно-правовая реформа». Статья написана по итогам участия Юниорского союза «Дорога» в пилотном проекте «Школьные службы примирения», в рамках которого впервые в школах Москвы, Великого Новгорода и Петрозаводска были созданы детские службы, помогающие разрешать конфликтные и криминальные ситуации с помощью методов восстановительного правосудия.
[2] В статье использовано много неблагозвучных, черновых терминов. Автор подчёркивает, что ни один из используемых терминов не несёт отрицательного смысла.
[3] Порой так и говорят: «Самоуправление – это школьное правительство». На самом деле, самоуправление включает в себя систему органов, причём не только постоянно действующих, но и созываемых разово, таких как школьная конференция, ученическое собрание класса и т.д.
[4] Тавтология оставлена здесь и далее специально, для ясности.