Частные и альтернативные оброзательные учреждения

С 1991 г. в России разрешено открывать частные образо­вательные учреждения. Был принят Устав Российской ассоциации негосударственного образования. Для получения разрешения на открытие частной школы (детского сада, университета и др.), которое выдается в Департаменте образования, необходимо представить пакет обязательных документов (концепцию обучения и воспитания, программу и устав заведения, сведе­ния о составе педагогического коллектива, справку о сред­ствах на содержание учреждения). По направленности и со­держанию работы частные образовательные учреждения можно разделить на несколько типов:

-привилегированные, в которых за очень высокую пла­ту обеспечивается высокое качество образования;

-для детей, которые нуждаются в особых условиях для обучения и индивидуального развития, плохо адаптируют­ся, с трудом переносят жесткую регламентацию их поведе­ния и деятельности, напряженность ритма образовательно­го учреждения; одаренных детей, которым необходимы осо­бая атмосфера для развития и специальная программа обучения.

Новой тенденцией в развитии образовательной системы России стало появление так называемых нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений, альтернативных массо­вых школ, детских садов. Для нетрадиционных учебно-вос­питательных учреждений характерны такие признаки, как специфичность целей и содержания образования; добро­вольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности; относительная администра­тивная независимость; особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка, его многостороннему развитию.

К альтернативным образовательным учреждениям мож­но отнести некоторые гимназии, лицеи, которые выбрали свой профиль и модель обучения (московская лингвистическая гимназия с углубленным изучением английского и других иностранных языков, в том числе древних; меди­ко-философская школа-лицей при МГУ им. М.В. Ломо­носова и др.).

Альтернативными образовательными учреждениями являются также детские сады и школы Р. Штайнера, или так называемые вальдорфские школы, по модели которых ра­ботают учебно-воспитательные учреждения в 25 странах мира, в том числе и России. Созданная в начале 20-х гг. XX в. на основе религиозно-философского учения (антро­пософии) педагогическая концепция Рудольфа Штайнера (1861-1925) была направлена на духовное развитие лично­сти ребенка, раскрытие его способностей с помощью осо­бых упражнений. Стержень концепции образования состав­ляют трудовая, художественная, театрализованная виды де­ятельности ребенка. В вальдорфской школе нет стабильных учебных планов, программ, учебников; отсутствует стро­гая регламентация жизни учащихся. Дети учатся без оце­нок, лишены страха перед отчислением, второгодниче­ством. К работе вальдорфских школ активно привлекают­ся семьи воспитанников.

Другой пример нетрадиционного образования - школа Марии Монтессори (1870-1952). В этой школе главной це­лью воспитания провозглашено формирование человека, отвечающего за свои поступки, умеющего делать выводы и самостоятельно принимать нетрадиционные решения в сложных ситуациях. Основу взаимодействия ребенка с пе­дагогом составляет правило: «Помоги мне это сделать са­мому». Значительное место в образовательном процессе отводится работе ребенка с дидактическим материалом М. Монтессори, устроенным по принципу автодидактизма.

Нетрадиционность отличает работу с детьми в нацио­нальных учебных заведениях, которые возникают повсеме­стно (татарский, армянский, еврейский детские сады в Мос­кве, Санкт-Петербурге, христианская школа «Чистое серд­це» и др.). Указанные заведения реализуют в своей работе идеи и традиции национального воспитания, ведут обуче­ние на родном языке, знакомят с культурой, историей, ре­лигией народа.

Альтернативные учебно-воспитательные учреждения, дополняя и раздвигая рамки государственной системы об­разования, предоставляют большие возможности для вы­бора модели обучения и воспитания. Однако у обществен­ности стран, где имеет место развитие негосударственных образовательных заведений, возникает опасение, не проти­воречит ли создание таких учреждений принципам демок­ратизации просвещения, не станут ли они фактором рас­слоения общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: