Понятие о биологических и социальных факторах развития

Еще некоторое время назад в науке разгорались споры о том, под влиянием каких факторов происходит разви­тие человека, превращение индивида в личность. Сегодня ученые нашли больше аргументов, объединяющих их по­зиции. Но что же такое фактор? В переводе с латинского factor - делающий, производящий. Движущая сила, причина какого-либо процесса, явления. Если придерживаться этого определения, то предметом спора ученых было (да и есть) выяснение причин, обусловливающих становление лично­сти. Выделяются три фактора: развитие человека проис­ходит под влиянием наследственности, среды и воспита­ния. Их можно объединить в две большие группы - био­логические и социальные факторы развития.

Если исключить крайние точки зрения, когда приори­тет отдается лишь одному из факторов, то суть научных споров заключается в том, как определить соотношение факторов: под влиянием каких из них в большей мере про­исходит развитие.

Рассмотрим каждый фактор в отдельности.

Наследственность - это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, предста­вителем человеческого рода. Переменная часть - это то, что роднит человека с его родителями. Это могут быть внешние признаки: телосложение, цвет глаз, кожи, волос, группа крови, предрасположенность к определенным заболевани­ям, особенность нервной системы. Такие неопровержимые факты ни у кого не вызывают сомнений: дети похожи на своих родителей, на свой род. В противном случае возни­кает удивление, так как внешнее сходство принимается людьми как обязательный признак одного рода.

Но предметом разных точек зрения является вопрос о наследовании моральных, интеллектуальных качеств, спе­циальных способностей (способности к какой-то деятель­ности). Передаются ли способности или задатки? Большин­ство зарубежных ученых (М. Монтессори, Э. Фромм, К. Ло­ренц и др.) убеждены, что не только интеллектуальные, но и моральные качества передаются по наследству. Отече­ственные ученые долгие годы придерживались противопо­ложной точки зрения: признавали только биологическое наследование, а все остальные категории - мораль, интел­лект - считали приобретаемыми в процессе социализации. Однако академики Н. М. Амосов, П. К. Анохин высказыва­ются в пользу наследования нравственных качеств или во всяком случае наследственной предрасположенности ребен­ка к агрессивности, жестокости, лживости. Эта серьезная проблема пока не имеет однозначного ответа.

Однако следует различать врожденное наследование и генетическое. Небольшие случайные отклонения в особен­ностях развития зародыша могут изменить и направление, и качество развития. В последние годы появилась новая отрасль педагогики - пренатальная педагогика. Появление ее связано с тем, что ученые обнаружили возможность влияния на развитие зародыша. При этом отмечено, что воздействовать можно не только на здоровье будущего младенца, но и на его эмоциональную сферу, а через нее - на эстетическое и интеллектуальное развитие. На основе научных данных, свидетельствующих о возможности вли­ять на еще не родившегося ребенка через образ жизни ма­тери, ее эмоциональное состояние, общение с плодом, ста­ла разрабатываться педагогическая стратегия. Будущей матери рекомендуется чаще переживать положительные чувства, слушать музыку, читать стихи. Очень полезно беседовать с еще не родившимся малышом. Хорошо, если он будет слышать голоса обоих родителей. Ребенок при­выкает к голосу матери и отца и после рождения узнает, успокаивается, когда слышит. В этом случае ребенок рож­дается с врожденными качествами. Но ни генетическое, ни врожденное не следует считать неизменным. В процес­се жизни возможны изменения врожденных и наследствен­ных приобретений.

«По моему мнению, - пишет японский ученый Масару Ибука, - в развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность... Вопрос в том, ка­кое образование и какая среда лучше всего развивают по­тенциальные способности ребенка».

Итак, на развитие ребенка влияет не только наследствен­ность, но и среда. Понятие «среда» может рассматриваться в широком и узком смысле. Среда в широком смысле - это климатические, природные условия, в которых растет ре­бенок. Это и общественное устройство государства, и ус­ловия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность со­циализации.

Но существует и узкий подход к пониманию среды и ее влиянию на становление личности человека. Согласно та­кому подходу среда - это непосредственное предметное окружение.

С момента рождения ребенка его окружает множество предметов. Предметы помогают ему познавать соци­альный мир и развиваться. Профессор Брунер в Америке провел эксперимент: поместил группу новорожденных детей на несколько месяцев в комнату с белыми потолком и стенами, изолированную от внешних шумов. Другая группа новорожденных такое же время жила в обычных условиях - в комнате с обоями, цветным потолком, с иг­рушками и т.п. В конце эксперимента были проведены те­сты на изучение уровня интеллектуального развития де­тей. Оказалось, что дети из белой, пустой комнаты отста­ли в своем развитии от детей из обычной группы на 3 мес., что очень существенно для данного возраста.

Этот эксперимент убедительно доказал, что среда су­щественно влияет на уровень всестороннего развития де­тей. В современной педагогике существует понятие «раз­вивающая среда» (В.А.Петровский). Под развивающей средой понимается не только предметное наполнение. Она должна быть особым образом выстроена, чтобы наибо­лее эффективно влиять на ребенка.

В педагогике, когда речь идет о среде как факторе вос­питания, имеются в виду еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы взаимоотношений и деятельности. Зачастую выделяется негативное влияние среды (улицы), оно связано с насыщенностью ее отрицательными приме­рами для подражания.

Среда как фактор развития личности имеет существен­ное значение: она предоставляет ребенку возможность ви­деть социальные явления с разных сторон. Ее влияние но­сит, как правило, стихийный, мало поддающийся педаго­гическому руководству характер, что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя. Всякое стремление взрослых «посадить ребенка под колпак», оградить от со­циальной среды, как бы оно ни проявлялось (ограничение общения с посторонними людьми, сужение объектов позна­ния и др.), чревато задержкой в социальном развитии.

Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека. Разница лишь в степени восприятия этого влияния. С годами человек овладевает уме­нием фильтровать его, интуитивно поддаваться одним воз­действиям и уклоняться от других влияний. Для маленького ребенка таким фильтром до определенного возраста служит взрослый. Среда может сдерживать развитие, а может и акти­визировать его, но быть безучастной к развитию не может.

И наконец, третий фактор, влияющий на становление личности, - это воспитание. В отличие от первых двух фак­торов оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Второй особенностью воспитания как фактора развития личности является то, что оно всегда соответствует социально-куль­турным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия. И нако­нец, воспитание предполагает систему влияний на личность - единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: