История игрушки

Возникновение игрушки в человеческом обществе уче­ные связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, с помо­щью которых дети осваивали многие жизненно важные дей­ствия, способы деятельности.

Археологические исследования, литературные источни­ки донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира. В Древнем Египте игрушки делали из дерева, ткани. Сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи. Древние мастера пытались «оживить» игрушку, передать в ней характерные движения, присущие реальному предме­ту: игрушка-крокодил с открывающейся пастью, тигр, за­носящий лапу над предполагаемой жертвой, и др. Некото­рые игрушки дают представление о социальной структуре Древнего Египта: телесные наказания раба или работаю­щий раб.

В античные времена в Греции, Риме игрушки считали важным средством воспитания. Сохранились художествен­ные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (кук­лы, фигурки животных). Было развито ремесленное произ­водство игрушек, которые стали предметом торговли в разных странах. Для развития силы, ловкости производились мячи, волчки, серсо. По свидетельству греческого филосо­фа Плутарха, среди игрушек тех времен были игрушки с заводными механизмами, что говорит о высоком профес­сионализме мастеров.

На территории Восточной Европы древнейшие игруш­ки, которые найдены археологами, относятся ко II в. до н. э. Это скифские всадники и повозки из глины. При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья были обна­ружены погремушки, глиняные фигурки, относящиеся к VI-VIII вв. н.э.

Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических исследований в раскопках Радонежа, Москвы, Коломны.

Об игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющимся во многих странах мира. Сохрани­лись игрушки, предназначенные для представителей знати и их детей. Много игрушек военного содержания (кони в рост ребенка, доспехи, шлемы, щиты, мечи). Обязательным атри­бутом каждого состоятельного дома была кукла, которой придавалось магическое значение как хранительнице домаш­него очага. От тех времен сохранились кукольные дома с пол­ной обстановкой, выполненной из дорогих материалов, час­то с украшениями из драгоценных металлов, камней. Куколь­ные дома, так же как и заводные игрушки, предназначались для украшения интерьера, увеселения гостей. Такие игрушки мастер обычно делал в единственном экземпляре. Многие их них - настоящие произведения искусства. Неудивительно, что они хранились как фамильные ценности, передавались по на­следству.

Существовали игрушки и для детей бедноты, но они не дошли до наших дней из-за недолговечности материала, из которого их мастерили (солома, кора деревьев, глина).

На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушка­ми передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно.

Смысл народной игрушки - развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лос­куты, трещотки. А потом ребенок получал мячи, луки, вол­чки, кубарики, дудки, свистульки, куклы...

В летописях, относящихся к XII в., содержится первое упоминание о игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет игрушечных промыслов относится к XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончар­ная игрушки. Центрами гончарной игрушки стали село Гжель, Дымковская слобода, Каргополь, Тула и др. Круп­ный промысел деревянной резной игрушки сложился в селе Богородское, вотчине Троице-Сергиева монастыря. Первые упоминания о нем относятся к 1663 г. Для детей вырезали фигурки лошадок, птичек, медведей и др/В Сергиевом По­саде, получившем известность как центр игрушечного цар­ства в России, изготовляли токарные деревянные распис­ные игрушки, а также игрушки из папье-маше (кони, ярко расписанные утки, петухи). Отсюда же начала свое шествие по городам и весям России матрешка. Это случилось в 90-е гг. XIX в. Резными деревянными игрушками славилось село Городец (коньки, козлы, быки).

Промышленное производство игрушек началось в не­мецком городе Нюрнберге в XIX в. Здесь в 1880 г. стали применять штамповку при изготовлении игрушек, что дало возможность выпускать массовую дешевую продукцию. Известными центрами производства игрушек стали фран­цузские города Страсбург и Лимож.

Игрушки оказались «чувствительными» к изменениям, происходящим в человеческом обществе. С развитием про­мышленности, средств передвижения, техники в целом ме­няется содержание игрушек, появляются новые виды. Ко­нец XIX - начало XX в. - время развития технических иг­рушек. Появились разнообразные модели транспортных средств (автомобили, поезда и др.). Механизмы движения этих игрушек претерпевают изменения и дополняются по мере развития науки и техники. Очень скоро наряду с меха­ническими устройствами появляются пневматические, маг­нитные, электрифицированные игрушки.

Со времен Ф. Фребеля большое внимание стали уделять строительным материалам для детских игр. Их выпускалось очень много - разнообразных размеров, конструкций. В 1901 г. в Великобритании создали первый металличес­кий конструктор.

Для любознательных:

Более 50 лет назад датская фирма LEGO выпустила конструк­тор нового поколения. Основу конструктора составили кубики раз­ных размеров и форм с выступающими цилиндрическими кнопка­ми. С самого своего появления датские конструкторы привлекли к себе внимание педагогов и стали широко использоваться в детских садах, начальной школе, коррекционных заведениях. Первые наборы для детского сада были выпущены в 1961 г. Сотрудниче­ство фирмы LEGO с педагогами разных стран (Великобритании, Франции, США, Австрии, Голландии и др) дало возможность вы­пустить специальные образовательные наборы с методическими материалами по их применению. Сегодня в наборе к прочным, соч­но окрашенным кубикам предлагаются человечки, колесики, раз­личные дополнительные специальные детали. Все материалы рас­считаны не на сборку одной, пусть даже очень интересной модели, а на регулярную тематическую проектную работу. Несколько де­сятков элементов позволяют соорудить бесчисленное количество конструкций, к тому же любую из них можно создать различными способами. В мире не осталось стран, где не используются в яс­лях, детских садах, школах LEGO-конструкторы, поэтому сегодня говорят о существовании мирового сообщества LEGO-педагогики. Причем это педагогика, гуманистически направленная: фирма LEGO запрещает вводить элементы и детали антигуманного, ми­литаристского содержания в свои конструкторы.

Войны, прокатившиеся по Европе в XX в., повысили интерес к созданию военной игрушки. Военная техника, раз­ные виды оружия стали производиться в широком ассор­тименте и большом количестве. Военная игрушка, вошед­шая в жизнь детей, особенно мальчиков, стимулировала игры соответствующей тематики, утверждая культ силы, разрушая представления о ценности человеческой жизни.

Развитие электронной промышленности открыло новые горизонты в создании сложной детской игрушки. Появи­лись электронные игрушки (на микропроцессорах) с дис­танционным управлением, с программируемыми эффекта­ми. Так, в Японии родились и быстро завоевали мировой рынок новые, так называемые виртуальные игрушки. С не­бывалой скоростью распространяются различные телеигры, компьютерные игры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: