Педагогические требования к игрушкам

Какой должна быть игрушка, чтобы помочь ребенку развиваться, активно проявлять себя в игре, жить радостной жизнью?

Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной сту­пеньке дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой пе­дагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло. А для старших до­школьников необходимы игрушки, которые помогают изу­чать окружающую действительность, стимулируют кол­лективные игры.

Особое требование предъявляется к тематике, содержа­нию игрушки (что она отображает), поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребенок выполняет, его чувства, переживания. Е. А. Флерина это тре­бование сформулировала так: «Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действи­тельности» (Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М., 1973. - С. 49). Содействовать развитию дошкольника может игруш­ка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие аг­рессивное, разрушительное поведение, травмируют психи­ку дошкольника. Они формируют у детей искаженные пред­ставления об окружающем мире, о нравственности, подры­вают гуманные начала формирующейся личности. Такого рода игрушки недопустимы в дошкольном учреждении. Пе­дагогу следует разъяснять родителям пагубность воздей­ствия на ребенка игрушек милитаристского содержания, а также игрушек - «героев» зарубежных мультфильмов, про­поведующих культ жестокости, насилия.

Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требова­ние, учитывающее такие психофизиологические особенно­сти дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребенок только созерцает ее, то она не окажет влияния на его развитие. Сле­дует помнить слова Е. А. Флериной: «Чем больше возмож­ностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности» (Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М., 1973. - С. 20). Поэтому необходима оценка динамичности игрушек при комплектовании их для детей разного возраста. При случайном подборе бывает, что игрушка не соответствует силам или возможностям ребенка, уровню его развития. Иногда приобретенные для дошкольного учреждения иг­рушки распределяются по возрастным группам в одинако­вом ассортименте, что недопустимо. Слишком простые игрушки не вызывают интереса у старших дошкольников, они им скучны, а малышей, наоборот, сложные игрушки утом­ляют, побуждают к манипулятивным действиям.

Предъявляются определенные требования к оформле­нию игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмо­циональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена иг­рушка. Исследователями установлено, что мягкие, пуши­стые материалы вызывают положительные эмоции, сти­мулируют ребенка к игре. Игрушки с шершавой и холод­ной поверхностью, как правило, не становятся любимыми.

Оформление игрушки должно быть безопасным для жиз­ни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требо­ваний. В последние годы вопрос об ужесточении гигиеничес­ких требований к детским игрушкам встал особенно остро в связи с появлением новых полимерных материалов, красите­лей, лаков. Экспертизы, которые проводятся в разных стра­нах, показывают, что примитивная, дешевая «штамповка» из пластика, которая заполонила игрушечный рынок, зачастую угрожает здоровью и жизни детей, особенно раннего возрас­та. В связи с этим многие страны требуют от производителей игрушек надежных гарантий качества их продукции, ее из токсичности, негорючести и т. п.

Угрозу для здоровья ребенка могут представлять игруш­ки с дефектами, возникшими в процессе их «эксплуатации»: расшатался стул из набора крупной кукольной мебели, на который малыши любят присаживаться сами; отломился бортик металлического самосвала и т. д] Поэтому необхо­дим частый контроль за состоянием игрового материала, который осуществляет воспитатель, своевременный их ре­монт, изъятие из пользования детей игрушек с дефектом, сло­манных. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укреп­ленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д.

В дошкольном учреждении игрушки должны быть соот­ветствующим образом размещены, что требует использо­вания определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д. Для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули, трансформирующуюся мебель-игрушку, сценичес­кое оборудование, подиумы. Создание игрушки, полноценно отвечающей современ­ным требованиям, возможно при объединении специалис­тов разного профиля: педагогов, психологов, медиков, ху­дожников, скульпторов, дизайнеров, технологов, инжене­ров и др.

В Москве в 1920 г. был открыт художественно-педаго­гический музей игрушки. В 1931 г. он был переведен в г. За­горск (ныне Сергиев Посад), где вместе с Научно-иссле­довательским институтом игрушки и техникумом игруш­ки (оба открыты в 1932 г.) образовал своеобразный центр отечественной игрушечной промышленности. Этот центр создает образцы новых игрушек, изучает тенденции раз­вития игрушки и т. д.

Для любознательных:

Сколько игрушек должно быть у ребенка? Распространено мне­ние, что чем больше, тем лучше. Многие семьи тратят на игрушки большие средства. Социологи с тревогой отмечают, что в разных странах складывается одна и та же нездоровая тенденция: покуп­кой ребенку игрушек взрослые подчеркивают свой высокий соци­альный статус, свое благосостояние. Тревогу социологов разделя­ют психологи. Они опасаются, что такое развитие событий может привести к снижению нравственных ценностей подрастающего по­коления. Ученые пришли к выводу, что как бы много ни было у ре­бенка игрушек, он выбирает из них 2-3, которые становятся для него друзьями и заменяют всех остальных. Поэтому гораздо луч­ше, если у ребенка будет не очень много игрушек, но он станет относиться к ним так, как следует относиться к людям - с внимани­ем и любовью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: