Возобновление репрессий

По вопросу о путях восстановления страны после войны в высшем советском руководстве СССР уже в послевоенный период развернулись дискуссии по вопросу о восстановлении страны. Все точки зрения исходили как из оценки международной обстановки, так и из оценки экономического потенциала Европейских стран в восстановления после войны. Одна группа советских руководителей: секретарь ЦК ВКП (б) А.А.Жданов, председатель Госплана СССР Н.А.Вознесенский и председатель Совета Министров РСФСР М.И.Родионов исходила из того факта, что для СССР не исходит никакой военной угрозы. Поэтому эта группа руководителей страны считала, что в новых условиях отсутствует необходимость в ускорении развития тяжелой промышленности и возвращении в довоенной модели экономической жизни, характеризуемой усилением капиталовложений на развитие тяжелой и оборонной отраслей промышленности. Эта группа руководителей исходила из необходимости развития отраслей промышленного производства, ориентированных на создание товаров широкого народного потребления. Другая группа советских руководителей: заместитель председателя Совета Министров СССР, курирующий работу силовых ведомств, Л.П. Берия и заместитель председателя Совета Министров СССР, курирующий экономику и народное хозяйство, исходила из того, что «капитализм справился со своими трудностями», а обладая ядерным оружием передовое государство капитализма - США имеют превосходство над СССР. Отсюда, эта группа руководителей исходила из необходимости возврата к довоенной модели экономической жизни и форсированного развития военно-промышленного комплекса СССР. Эти дискуссии усиливались в связи со старением и болезнью Генерального секретаря ЦК ВКП (б) (с 1952г.- ЦК КПСС) и Председателя Совета Министров СССР Иосифа Виссарионовича Сталина. В 1949 году в СССР было торжественно отмечено 70-летие Сталина, ставшее выражением и проявлением культа личности. 2 декабря 1949 г. выходит Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об образовании Комитета в связи с 70-летием со дня рождения тов. И. В. Сталина». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1949 года Сталин награждён орденом Ленина. Именно поэтому период послевоенный и вошел в историю Советского государства под названием «апогей сталинизма», когда культ личности Сталина достиг наивысшей точки развития, что характеризовало возвращение страны к довоенной модели экономического и политического развития. Другим фактором, демонстрирующим эту тенденцию, становилось возобновление репрессий. Отражением внутренней борьбы в руководстве СССР стало «Ленинградское дело». По сфабрикованному уголовному делу были приговорены к расстрелу председатель Госплана СССР Н.А.Вознесенский и председатель Совета Министров РСФСР М.И.Родионов, а так же руководители Ленинграда: П.С.Попков, П.Г. Лазутин, Я.Ф. Капустин. Их обвиняли в шпионаже в пользу капиталистических стран, попытках внести раскол в КПСС, созданием Компартии РСФСР. Всего по этому делу было репрессировано до 3,5 тысяч партийно-государственных руководителей разного уровня. Объективные трудности восстановления экономики после Великой Отечественной войны и поиск «виновников» в медленных темпах восстановительных процессов использовались сторонниками возвращения к довоенной модели экономического и политического устройства (Л.П. Берия и Г.М.Маленков) в качестве повода для возобновления массовых чисток и репрессий. Например, ряд срывов в производстве авиационной техники объяснялись часто «вредительством» руководителей промышленных предприятий. Наконец, в 1952 году было сфабриковано уголовное дело врачей. Группа крупных специалистов в области медицины была обвинена в умышленном отравлении А.А.Жданова и подготовке покушения на И.В. Сталина. Все эти уголовные дела и дальнейшее развитие культа личности Сталина стали показателями наметившейся тенденции к восстановлению довоенной модели экономического и политического развития СССР. Она выражалась в укреплении мобилизационной экономики с плановым хозяйством и приоритетом в развитии отраслей тяжелой промышленности, ВПК и однопартийной политической системой ВКП (б) - КПСС с культом личности Сталина, решавшим по прежнему важнейшие вопросы жизни страны на подмосковной правительственной даче в Кунцево. Наметившаяся централизация политической власти в СССР характеризовалась тем, Политбюро ЦК КПСС почти никогда не собиралось в полном составе. ХIХ съезд ВКП (б) 1952 года, хотя и расширил состав Политбюро - руководящего органа партии- новыми членами: М.А.Сусловым, Л.И.Брежневым и другими и ввел новое название – Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС), воспринимался многими в качестве начального этапа новой волны репрессий в отношении ближайших сподвижников И.В. Сталина - Молотова и Микояна. Характерной чертой всех этих процессов стало разрастание репрессивных органов и концентрационной системы, являющихся важнейшими механизмами, как проведения массовых репрессивных кампаний, так и решения задач восстановления экономики СССР после войны. Основными органами охраны правопорядка оставался Народный комиссариат внутренних дел, переименованный в 1946 году в министерство внутренних дел СССР во главе с Кругловым. Из него выделяются в качестве отдельного органа - Министерство государственной безопасности СССР во главе с бывшим начальником Главного управления контрразведки «Смерш» В.С. Абакумовым, куда передаются внутренние и пограничные войска. Одним из самых влиятельных руководителей страны в послевоенный период остается Лаврентий Павлович Берия (1899-1953гг.), который становится заместителем председателя Совета Министров СССР с самыми широкими правами и полномочиями. Он курировал послевоенный период и МВД, МГБ, Министерство народного контроля, выстраивая управленческую систему, ориентированную на него. Именно в это время достигает своего апогея и система концентрационных лагерей, входивших в систему Главного управления лагерей НКВД (МВД) СССР. Громадное население (3-15 млн. человек) концентрационных лагерей становилось в послевоенный период важнейшим механизмом многих восстановительных процессов в экономике. Таким образом, возвращение СССР к довоенной модели экономического и политического развития и победа в борьбе за власть в СССР группировки руководителей во главе с Л.П. Берией становилось ведущей тенденцией развития Советского государства и в послевоенный период по причине особых условий в развитии внешних функций Советского государства. Исполнение этих функций протекало в условиях невиданного обострения международных отношений и расширение внешних функций СССР. Ведь после окончания Второй мировой войны важнейшим фактором международных отношений становился социалистический лагерь государств в Восточной Европе, вставших на путь социалистического развития. Государственный строй в Венгрии, Болгарии, Чехословакии, ГДР и Польше получил название режим «народной демократии», который характеризовался как сохранением прав и свобод граждан, так и проведение реформ по советскому образцу: коллективизации, индустриализации и культурной революции. Большое значение имели торгово-промышленные договоры СССР с Польшей, Румынией, Венгрией. В результате этих соглашений социалистические страны к началу 1950-х годов превзошли довоенный уровень своего развития. Происходило усложнение внешних функций государства. Если до войны СССР имел дипломатические отношения с 26 государствами, то победа во Второй Мировой войне способствовала превращению страны в сверхдержаву послевоенного мира, что отразилось в установлении с СССР дипломатических отношений еще с 26 государствами. За период с 1945 по 1953 год СССР установил дипломатические отношения еще с 21 государством. Таким образом, без СССР невозможно было решать ни одну международную проблему послевоенного мира. Вместе с тем происходило невиданное обострение отношений с США и странами капитализма. Западные страны восприняли усиление СССР, в качестве военной угрозы и пошли по пути обострения международных отношений, что выразилось в создании Западного союза в 1948 году, а в 1949 году - Североатлантического альянса (НАТО)- военного блока капиталистических государств, во главе с Соединенными Штатами Америки. СССР и его союзники в условиях непримиримых противоречий со странами западного мира оказались втянуты в масштабную изматывающую «Холодную войну»- масштабное идеологическое, военное, экономическое, политическое противостояние двух мировых систем социализма (СССР и «страны народной демократии») и капитализма (США и союзники по блоку НАТО).

Среди внешних функций советского государства появляются и новые функции – сотрудничество с развивающимися странами, выходящими из колониальной зависимости европейских стран. Послевоенный СССР признал независимость таких стран, как Бирма, Индия, Индонезия и установил с ними дипломатические отношения. При поддержке СССР в ООН Сирия и Ливан добились в 1946 году эвакуации французских и английских войск со своей территории. Другой новой внешней функцией государства становилось выдвижение инициатив в Организации Объединенных наций - новой международной организации по обеспечению мира и безопасности, заменившей довоенную Лигу наций. ССССР в ООН выдвинул в 1946 году ряд предложений: о продолжении сотрудничества, всеобщем сокращении вооружений, запрете атомного оружия. Генеральная ассамблея ООН в декабре 1946 года, по инициативе СССР, приняла резолюцию «О принципах всеобщего регулирования и сокращения вооружений». Обращает на себя внимание и исполнение внешних функций руководством отдельных союзных республик - УССР и БССР. Эти республики СССР становились членами ООН. Указ президиума Верховного совета СССР от 16 декабря 1947 года «О порядке сношений государственных учреждений и должностных лиц с учреждениями и должностными лицами иностранных государств» установил порядок осуществления внешних функций государства через Министерство иностранных дел СССР (до 1946 года Народный комиссариат иностранных дел СССР). Его в 1939-1949 годах возглавлял Вячеслав Михайловичем Молотов, которого в 1949 году сменил Александр Януарьевич Вышинский. Повышение роль Министерства иностранных дел в системе органов власти Советского государства выразилась в небывалом строительстве в период 1948-1952 годов на Смоленской - Сенной площади в Москве высотного 27 –этажного здания Министерства, являющего сейчас выдающимся памятником архитектуры сталинской эпохи. Превращение СССР в сверхдержаву послевоенного мира, создание ядерного оружия позволило осуществить невиданную демобилизацию в Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА). Численность вооруженных сил СССР была сокращена почти в два раза и составила 2 миллиона 874 тысячи человек. Необходимость поддержания вооруженных сил в таком количестве обуславливалась наличием агрессивных планов против СССР. Значительное внимание Советское государство вынуждено было уделять повышению качества подготовки кадров вооруженных сил. К 1953 году количество генералов и офицеров, имевших высшее военное образование, увеличивалось в два раза. Поддержание боеспособности вооруженных сил было возможно путем их модернизации и повышения боеспособности.

Реорганизация органов управления и изменение организационных форм вооруженных сил Прекратила свою деятельность, в связи с окончанием войны, Ставка Верховного Главнокомандования. Вооруженные силы были переведены на существование в мирных условиях - разделены на Сухопутные силы, Военно-воздушные силы, Военно-Морской флот, войска ПВО, возглавляемые Главнокомандующими и главными штабами. В соответствии с указом Президиума Верховного совета 1946 года Вооруженные силы были объединены в народном комиссариате вооруженных сил СССР, созданный из двух наркоматов обороны и военно-морского флота. Это должно было способствовать улучшению руководства вооруженными силами СССР. Были созданы новые боевые устав разных родов войск, вводились нагрудные знаки классных специалистов. Особое значение в процессе укрепления и реорганизации Вооруженных сил СССР приобрел Указ Президиума Верховного совета СССР от 10 июня 1947 года, который принял новый текст военной присяги в Вооруженных силах СССР. Ее стали принимать солдаты и матросы после прохождения первоначальной подготовки, уяснения ее смысла и воинской дисциплины. В соответствии с указом Президиума Верховного совета СССР от 25 февраля 1946 года Рабоче - Крестьянская Красная Армия переименовывалась в Советскую армию. Таким образом, предельная концентрация властных полномочий и возвращение к довоенной политической и экономической модели управления советским обществом способствовали повышению роль органов государственной власти в восстановлении народного хозяйства СССР. Еще в марте 1946 года Верховный совет СССР утвердил четвертый пятилетний план развития народного хозяйства страны на период 1946-1950 годов. Четвертая пятилетка предусматривала не только восстановление, но и значительное превышение довоенного уровня по основным показателям производства. Планировалось первоочередное восстановление тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта. Эти обстоятельства способствовали тому, что уже к 1948 году Советский союз превзошел довоенный уровень развития промышленного производства. В области сельского хозяйства восстановительные процессы были затруднены сильной засухой 1946 года. Государство взяло курс проведение мероприятий, направленных на укрупнение колхозов страны: введение социалистических соревнований колхозов, введение звания «Герой социалистического труда» за высокие показатели в животноводстве и земледелии. ХIХ съезд КПСС утвердил директивы по пятому пятилетнему плану (1951-1955 годов), в соответствии с которыми были введены ряд важных для страны объектов: в том числе в 1952 году был успешно введен в строй Волго-Донской судоходный канал. Шли дискуссии о путях восстановления сельского хозяйства после Великой Отечественной войны. Все эти восстановительные мероприятия были возможны благодаря предельной централизации в руках органов государственной и партийной власти всех экономических ресурсов.

Залогом восстановительных процессов в народном хозяйстве стала Денежная реформа, проведенная в декабре 1947 года. Правовой основой реформы стало Постановление ЦК ВК (б) «Об отмене карточной системы и денежной реформы» и Постановлении Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) N 4004 от 14 декабря 1947 года «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». В соответствии с этими документами проводилась отмена карточной системы и деноминация денежных знаков, носила конфискационный характер. Это выражалось в том, что обмен старых денег на новые деньги осуществлялся государством из расчета обмена 10 рублей старыми деньгами на 1 рубль новыми деньгами. Конфискационный характер реформы выражался в том, что вклады, сделанные гражданами на сумму от 3- 10 тысяч рублей сокращались на одну треть суммы, а вклады на сумму от 10 тысяч - на два трети суммы. Результатом стало уменьшение денежной массы, находящейся на руках у населения и ликвидация постепенно обесценивающихся денежных знаков, оказавшихся в годы Великой Отечественной войны на руках у населения.

Восстановительные процессы в деятельности органов власти, восстановлении промышленности и сельского хозяйства были возможны за счет возвращения к довоенной модели идеологической политики Советского государства и повышения вмешательства партии в культурное строительство после Великой Отечественной войны. Проводились эти мероприятия как с целью возвращения идейного и идеологического контроля над населением территорий, оказавшихся в период Великой Отечественной войны в состоянии оккупации и противодействия националистическому подполью, существовавшему на территории Западной Украины и новых советских республик: Латвии, Литвы, Эстонии. Происходит централизация органов ЦК ВКП (б) (КПСС), занимающихся агитацией и пропагандой. В 1948 году в ЦК ВКП (б) создается Агитационно-пропагандистский отдел (Агитпроп), во главе с секретарем ЦК Андреем Александровичем Ждановым. В стране была развернута кампания «по борьбе с безродным космополитизмом». Цель идеологической кампании очернить все западное, в том числе и достижения западной науки и техники. Увольнению с занимаемых должностей «за низкопоклонство перед Западом» были подвергнуты отдельные деятели литературы, науки и искусства. Партия активно вмешивалась в литературу и искусство, что часто приводило к насаждению социалистического реализма и заметному приукрашиванию советской действительности. Начало идеологическому воздействию на культуру в послевоенный период было положено Встречей И.В. Сталина с представителями творческой интеллигенции. На этой встрече перед творческой интеллигенцией были поставлены задачи: «рассказать о счастливой и безоблачной будущей жизни, о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны, раскрывая лучшие стороны простого советского человека». Противодействие тлетворному влиянию Запада, выраженному в стремлении изображать строителей коммунизма в карикатурной форме», и противодействие «формализму и абстракционизму» в искусстве, которые затушевывают классовую борьбу против капитализма и уводят трудящихся от светлых идеалов коммунизма» стали основными направлениями вмешательства партии в культурное строительство. Формализм, по мнению И.В. Сталина, подменяя глубокое гуманистическое содержание художественных произведений и осознание пафоса строительства коммунизма пропагандой упадничества и морального разложения и безыдейности, склонен к восхвалению капиталистического способа производства и буржуазного образа жизни. В период 1946-48 годов ЦК ВКП(б) принял ряд постановлений: о журналах «Звезда «и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере Вано Мурадели «Великая дружба». Авторы художественных произведений обвинялись в безыдейности, пропаганде аполитичности, морального упадничества и разложения и пропаганде буржуазных ценностей, личных переживаний и бытовых сцен и подвергались гонениям со стороны власти. Все эти факты вмешательства партии в культурное строительство должны были отражать восстановительные процессы в духовно-нравственной сфере и сфере искусства, восстанавливая систему довоенной цензуры и контроля над обществом.

Развитие основных отраслей права Развитие основных отраслей советского права послевоенного периода осуществлялось по нескольким направлениям: 1) усиление воздействия государства на разные сферы жизни советского общества; 2) правовое закрепление восстановительных процессов в экономике, политике и культуре; 3) усиления контроля государства над частно-правовой сферой. Усиление плановой дисциплины и восстановительные процессы в экономики потребовали внести изменения в гражданское право. Постановление Совета Министров от 21 апреля 1949 года «О заключении хозяйственных договоров» обязывало министерства, учреждения и предприятия заключать хозяйственные соглашения о сбыте продукции и поставке сырья. Этим постановлением правительство пыталось восстановить предельно централизованный государственный контроль предприятий промышленности, в соответствии с общей концепцией на восстановление довоенной модели советской экономики. Важнейшая задача восстановления жилья разрушенного войной должна была решаться Указом Президиума Верховного совета СССР от 26 августа 1948 года, по которому гражданам СССР предоставлялось право покупки и постройки индивидуального жилого дома в один- два этажа. Огромные полномочия в отведении земельных участков возлагались на Исполкомы краевых, областных исполкомов советов депутатов трудящихся. Государственной регламентации была подвергнута и жизнь семьи. На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1947 года запрещались браки граждан СССР с иностранными гражданами, что мо мнению советского законодателя могло отразиться на восстановительных процессах после войны. Это была мера сохранения населения в СССР, подвергалась усложнению и процедура разводов, желающие развестись должны были подать объявление в газету и заплатить государству денежный штраф. Все эти мероприятия советского послевоенного законодательства должны не допустить оттока населения страны, в условиях восстановительных процессов послевоенного времени. В области трудового законодательства Советское государство взяло курс поощрение работников, внесших свой вклад в работу предприятий в годы Великой Отечественной войны. С 1 июля 1945 года восстанавливались очередные и дополнительные отпуска на предприятиях и учреждениях. Отменялись ежедневные обязательные сверхурочные работы, прекращалась трудовая мобилизация. Особое значение уделялось трудоустройству демобилизованных войнов. Руководители предприятий обязывались в месячный срок трудоустроить демобилизованных военнослужащих. Законом 1946 года о четвертом пятилетнем плане устанавливалась система материального поощрения работников - сдельная и сдельно-прогрессивная оплата труда.

В области природоохранного законодательства наиболее значительным для дела охраны природы актом послевоен­ного времени является постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20 октября 1948 г., которое предусматривало создание в больших масштабах на юге и юго-востоке Европейской части страны почво - и водозащитных лесных полос, облесение песков, оврагов, балок и берегов рек, строительство прудов и водоемов, введение травопольных севооборотов. Быстрый рост промышленности и повышение интенсивности эксплуа­тации сил природы обусловил необходимость усиления предохрани­тельного контроля. В 1947 г. учреждается Главное управление государ­ственного горного надзора при Совете Министров СССР, полномочия которого по сравнению с ранее действовавшими органами горного над­зора расширены. В 1949 г. издается новое Положение о Госсанинспекции, также расширившее возможности санитарной охраны водоемов и атмосферы. Этим вопросам посвящены и специальные нормативные акты — постановления Совета Министров СССР «О мерах по ликвида­ции загрязнения и санитарной охране водных источников» от 31 мая 1947 г. и «О мерах борьбы с загрязнением атмосферного воздуха и об улучшении санитарно-гигиенических условий населенных мест» от 29 мая 1949 г. В целях улучшения ведения лесного хозяйства в 1947г. образовано Министерство лесного хозяйства СССР. Изданы Правила сенокошения и пастьбы скота в лесах (17 августа 1947 г.), Правила пожарной без­опасности в лесах СССР (6 апреля 1949 г.»), Положение о колхозных лесах (17 мая 1948 г.). В послевоенные годы почти во всех республиках, краях и областях издаются новые правила охоты и рыболовства. Начиная с 1946 г. охота на наиболее ценные или редкие виды зверей разрешается только по лицензиям, выдаваемым госохотинспекцией и за­готовительными органами. Все эти мероприятия способствовали сохранению природных ресурсов страны для их эффективного использования.

Наконец, укрепление основ социалистической законности было невозможным без развития уголовного законодательства, имевшего тенденцию к ужесточению наказаний. Указ Президиума Верховного совета СССР от 4 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества». За уголовные преступления в виде хищения имущества устанавливалось наказание в виде заключения в исправительно-трудовом лагере на срок не более 25 лет, сурово теперь наказывалось недоносительство о хищении социалистической собственности. Рост преступности в послевоенное время, произошедший как по причине переживания трудностей военного времени и масштабных людских потерь советской милиции в годы Великой Отечественной войны, заставил Президиум Верховного совета СССР принять указ «Об усилении охраны личной собственности граждан». Указ вводил систему составов кражи и разбоя, вводил ответственность за недоносительство о разбое. За похищение личного имущества устанавливалось наказание в виде заключения в Исправительно-трудовой лагерь на срок от 5-10 лет. Ужесточалась и уголовная ответственность за разглашение государственной тайны, в соответствии с Указом Президиума Верховного совета СССР от 9 июня 1947 года, а Постановлением Совета Министров СССР от 8 июля 1947 года устанавливался перечень сведений, составляющих государственную тайну. Необходимость ведения борьбы с преступностью после окончания Великой Отечественной войны поставила перед высшим руководством страны проблему реорганизации органов милиции. Главное управление милиции МВД СССР было передано в 1949 году в состав Министерства государственной безопасности СССР, что должно было придать милиции дополнительные возможности в противодействии организованной преступности.

Таким образом, грандиозные задачи восстановления страны после Великой Отечественной войны были решены за счет предельной централизации всей системы государственного управления. Справившись со многими внешними и внутренними проблемами послевоенный СССР, закрепил за собой место сверхдержавы послевоенного мира, а правовая система государства способствовала тому, что уже в 1948 году начались вполне осязаемые для общества восстановительные процессы, причем особую роль в этих процессах играли органы государственной власти разного уровня.

ТЕМА 15. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПЕРИОД ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПОПЫТОК РЕФОРМ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ (1954-1964 ГОДЫ)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: