Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

Изучение учебной дисциплины «Юридическая психология» предполагает следующие формы учебной деятельности: лекции, семинарские и практические занятия, заканчивается зачетом. Лекции ведутся классическим методом и являются учебной основой для организации самостоятельной работы студентов по изучению данного курса. Лекционные занятия включают в себя рассмотрение основных вопросов изучения темы и разъяснение её наиболее сложных разделов. Теоретические вопросы семинарских занятий и практические задания подобраны в соответствии с логикой учебного курса, а также с учетом знаний и умений, приобретенных и сформированных студентами в ходе предыдущего обучения.

Одним из важных разделов изучаемой дисциплины является тема «Личность в сфере правоприменительной деятельности». В результате её изучения обучающиеся должны освоить определенный минимум знаний по общей и социальной психологии: понятие и нейрофизиологические основы психики; понятие и структура личности и т.д. Особое внимание следует уделить различным теориям личности в отечественной и зарубежной психологии, определить их достоинства и недостатки. Сложность освоения данной темы сопряжена с большим объемом материала и ограниченным временем для его усвоения. Студенты должны четко представлять себе соотношение понятий «темперамент», «характер», «личность». Они должны хорошо понимать роль мотивации и направленности личности в процессе её жизнедеятельности, знать возможные факторы криминализации личности человека, уметь применять полученные психологические знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Студенты должны иметь четкое представление о психологических закономерностях функционирования ощущений, восприятия, памяти, мышления, внимания и воображения. Большой интерес представляет собой информация о проявлении особенностей ощущений, памяти, восприятия, внимания в формировании свидетельских показаний. Студент должен понимать, что человеческая память – это, прежде всего, накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта. Он должен знать виды памяти и факторы забывания информации.

Серьезное внимание должно уделяется изучению эмоциональной и волевой сферы личности. Студенты должны четко разграничивать понятия «психическая норма» и «психическое расстройство», приобрести навыки эффективной саморегуляции психоэмоционального состояния личности.

Особый интерес представляет собой усвоение темы «Психология преступного поведения. Психология личности преступника и преступной группы». Студентам нужно подробно рассмотреть существующие в науке психологические, социальные и комплексные теории преступности, понятие личности преступника и основные типы преступников, выделяемые психологической наукой. Обучающиеся должны иметь четкое представление о психологической структуре преступного деяния, его мотивах, целях и поводах.

Пристальное внимание должно уделяться изучению тем «Психология профессиональной деятельности юриста» и «Психологические аспекты судопроизводства», что обусловлено спецификой деятельности Российской академии правосудия. Коммуникативная компетентность является решающим фактором эффективной профессиональной деятельности юриста. Студенты должны иметь четкое представление о психологических закономерностях процесса судопроизводства. Необходимо серьезно изучить особенности психологии участников гражданского и уголовного процесса. Студент должен иметь представление о специфике реагирования в судебных ситуациях при противоборстве сторон, особый акцент следует сделать на психологии межличностных взаимодействий. Весьма важным является вопрос о формировании личного убеждения судей. Необходимо понимать, что в процессе убеждения судей значительную роль играют речи прокурора и защитника. Поэтому необходимо подробно проанализировать психологические особенности деятельности прокурора и адвоката в процессе уголовного судопроизводства. Следует также остановиться на психологических особенностях коммуникативного поведения участников процесса в суде присяжных заседателей.

В результате изучения данного раздела студент должен четко уяснить, какие профессиональные качества необходимы судье, прокурору, адвокату, в чем может проявляться профессиональная деформация личности и чем она опасна для профессионала.

В процессе изучения дисциплины «Юридическая психология» семинарские занятия проводятся с целью закрепления лекционного материала.

Для повышения эффективности учебной деятельности студентов на семинарских занятиях определенная часть материала выносится на самостоятельную работу. Перед семинаром студенты получают задания для самостоятельной работы и темы докладов. Результаты выполненных домашних заданий и подготовленные доклады становятся основой для последующего обсуждения на семинаре. Изучение курса предполагает регулярное проведение контроля за уровнем знаний студентов в форме устных и письменных опросов, а также рубежной аттестации студентов.

При организации семинарских и практических занятий преподаватель заранее объявляет тему, основные вопросы плана, указывает основную и дополнительную литературу для проработки, учитывая наличие данной литературы в достаточном количестве в библиотеке ВУЗа, указывает сроки выполнения заданий и форму отчетности. При подготовке к семинарским и практическим занятиям преподаватель формулирует основные и дополнительные учебные задачи, проблемные вопросы и ситуации, планирует формы работы, наиболее адекватные поставленным целям и задачам.

При изучении дисциплины студентам рекомендуется активно использовать возможности групповых и индивидуальных консультаций с преподавателем.

Для успешного освоения учебной дисциплины студентам необходимо изучить лекционный материал и рекомендуемую литературу, отработать изученный материал на семинарских занятиях, выполнить задания для самостоятельной работы.

В ходе изучения учебной дисциплины студенты выполняют следующие виды самостоятельной работы:

1) Самостоятельная работа над пройденным лекционным и практическим материалом:

· Работа с основной и дополнительной литературой;

· Подготовка докладов;

· Подготовка контрольных работ.

2) Самостоятельная работа по восстановлению пропущенных семинаров и практических занятий.

3) Самостоятельная работа по выполнению заданий преподавателя при подготовке к семинарским и практическим занятиям.

4) Самостоятельная работа по подготовке к зачету.

Организуя самостоятельную работу студентов с источниками, необходимо обращать внимание обучаемых на метапознавательные способы учебной деятельности: умение выделять главное в тексте; умение составлять опорную схему изученного материала, тезисный и развернутый план-конспект; свободно владеть проработанным материалом; способность рассказать своими словами суть проблемы; умение объяснить и дать определение встречающимся в тексте новым научным терминам; находить в жизни ситуации, которые могут служить иллюстрацией теоретического материала, обсуждаемого на занятиях.

7. Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля:

1. Юридическая психология – это…

а) специальная часть психологической науки;

б) отрасль уголовного процесса;

в) прикладное направление.

2. Раздел юридической психологии, изучающий психологические особенности личности преступника, мотивацию преступного поведения, психологию преступных групп:

а) пенитенциарная психология;

б) криминальная психология;

в) следственно-оперативная психология;

г) судебная психология.

3. Психический процесс, обеспечивающий возможность сознательно регулировать свои действия и поступки в соответствии с поставленной целью:

а) воля;

б) восприятие;

в) мышление;

г) воображение.

4. Импульсивная реакция, отражающая отношение индивида

к значимости воспринимаемого им явления – это…

а) характер;

б) темперамент;

в) эмоции.

5. Причиной внутриличностного конфликта адвоката зачастую может быть:

а) необходимость контактировать с различными людьми;

б) необходимость защищать права человека, подозреваемого в совершении тяжкого уголовного преступления;

в) необходимость быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию

конфликта.

6. Профессионально важным психологическим качеством судьи является:

а) общительность;

б) независимость, самостоятельность суждений;

в) гибкость мышления.

7. Основным требованием, предъявляемым к судебной речи, является:

а) занимательность;

б) логичность и легкость восприятия её содержания всеми участниками судебного заседания;

в) длительность.

8. Одним из факторов повышенной стрессогенности профессиональной деятельности судьи является:

а) высокий уровень вариативности и нестандартности ситуаций в условиях дефицита времени;

б) длительные физические перегрузки;

в) большое число контактов с разными людьми.

9. Показателями инсценировок преступления на месте происшествия являются:

а) признаки сокрытия, уничтожения отдельных следов преступления;

б) демонстративный характер признаков менее опасного преступления;

в) признаки совершения несовместимых преступных действий;

г) все ответы верны.

10. К диагностическим признакам аффекта относятся:

а) нарушения протекания психических познавательных процессов;

б) постаффектное истощение;

в) внешне наблюдаемые признаки расстройства вегетативной нервной

системы (темп и артикуляция речи, цвет кожного покрова, мимика);

г) все ответы верны.

11. К внешним условиям познавательной деятельности суда относятся:

а) официальная обстановка общения;

б) поведение участвующих в судебном процессе лиц;

в) сумма материального вознаграждения адвоката.

12. Какой вид судебного допроса позволяет успешно вскрыть противоречия в показаниях, обнаружить в них погрешности, уточнить детали и изобличить допрашиваемого в даче ложных показаний?

а) основной;

б) перекрестный;

в) шахматный.

13. К психодиагностическим признакам ложных показаний относятся:

а) умолчание, сокрытие, исключение из сообщения отдельных элементов описываемого события, собственных действий и действий иных действующих лиц;

б) отказ отвечать на заданный вопрос;

в) подробный рассказ о происшедшем.

14. Процесс снятия показаний – это…

а) следственный эксперимент;

б) допрос;

в) опознание;

г) задержание.

8. Литература:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: