Формирование технологической культуры личности учащихся на уроках технологии эффективно достигается через проектное обучение.
Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников является общепедагогические дидактические принципы:
· Связь теории с практикой;
· Научность, сознательность и активность усвоения знаний;
· Доступность, систематичность и преемственность обучения;
· Наглядность и прочность усвоения знаний.
Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций.
Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями, терминологией. Перед учителем не стоит задача ознакомления учащихся с жёстко заданным набором технологий.
Реализация образовательной функции технологии позволит учащимся с помощью проектной обработки материалов с возможностями удовлетворить определённые потребности личности и общества; позволит самореализоваться и подготовиться к интеграции в ту социально – трудовую среду, в которой они окажутся после окончания школы.
Воспитательная функция использования метода проектов в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, выработки разумного риска и др. Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех зависит от личного вклада каждого.
Развивающая функция использования метода проектов в технологическом образовании состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.
У учащихся развиваются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора.
Метод проектов применяется как в обычном классе в виде самостоятельной, индивидуальной или групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени.
Темы проектов практического характера выбираются актуальными для повседневной жизни и, вместе с тем, требующие привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Типология проектов может быть (по признаку доминирующей в проекте деятельности) исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико - ориентированная), ознакомительно – ориентированная и пр.