Манипулирование в общении

«..jubi готовы вспомнить ситуации, когда вскрывалась неискренность наших партнеров, ко­гда мы чувствовали досаду за то, что попались на чью-то удочку: проговорились, предложили, по­обещали, согласились, сделали, а потом выяснилось, что жалобы были разыграны, обещания - двусмыс­ленны, дружелюбие - поверхностным... И оказа­лось, что все действия наших партнеров были на­правлены лишь на достижение необходимой им це­ли, о которой они по каким-то своим соображе­ниям нам не сообщили».

Евгений Доценко, психолог

Мистические легенды о «вампирах» и «доно­рах» заполнили наши газеты и журналы. Мы стали верить, что эти явления существуют в ре-


альной жизни, просто до конца объяснить таин­ственный механизм «вампиризма» и «донорства» еще никто не может. Но ничего особого в этих явлениях нет. В практической психологии давно об этом говорят и пишут, только называют эти явления иначе.

Обычно о манипулировании говорят в техни­ке, когда человек осуществляет ручное управле­ние машиной. О манипулировании часто говорят в медицине, когда врач осуществляет медицин­ские манипуляции на теле пациента, чтобы выле­чить его. Наконец, о манипулировании говорят в кукольном театре, когда актер вручную манипу­лирует куклами, привязанными на ниточках. Куклы повторяют облик человека, но не имеют внутреннего душевного содержания: у них нет собственных желаний, направляющих их актив­ность. В качестве активного субъекта, регули­рующего их «действия», выступает человек.

Если имеют в виду человеческое взаимодейст­вие и общение, о манипулировании говорят с не­гативным оттенком, предполагая что-то уничи­жительное, обидное, снижающее статус человека и разрушающее его человеческое достоинство. Ведь в случае манипулирования происходит то же самое, что в кукольном театре! Только в роли «куклы» выступает один из двух общающихся людей. Первый (манипулятор) управляет вторым, не принимая в расчет его интересы, цели и жела­ния, а руководствуясь только своими побудитель­ными мотивами. «Я заставляю его делать то, что нужно мне. А то, что нужно ему, меня не интере­сует», - обычно так говорит манипулятор, но го­ворит «про себя».


6 Зак. 385



Обычно манипулятор старается действовать скрыто, осторожно, не объясняя свои истинные намерения и придавая своим действиям совсем другой смысл: «Я делаю то, что тебе самому нуж­но, только ты еще об этом не знаешь!» или «Ты должна заботиться обо мне и любить меня, не требуя ничего взамен».

Хотя, если встать в позицию внешнего наблю­дателя и отстраниться, выключиться из процесса взаимодействия, можно увидеть, что цели мани­пулятора просты и очевидны:

- корысть (деньги, связи), стремление исполь­
зовать силы и жизненное время другого человека
(«Ты - средство в достижении моих целей»);

- самоутверждение («Я - сильный, а ты -
слабый»).

Критериями, свидетельствующими о том, что манипулирование имеет место, выступают ситуа­ции:

- когда один человек запугивает другого и
стремится вызвать в нем переживания страха
(«Если ты этого не сделаешь, то...»);

- когда манипулятор заставляет другого чело­века переживать вину и раскаяние в то время, когда другой ни в чем не виноват («Ты сам поду­май: именно ты один во всем виноват!»);

- когда один человек пытается сделать так, чтобы другой почувствовал подавленность, неуве­ренность в себе и снижение самооценки («Я уве­рен, что я - хороший, а ты - плохой. Ты должен тоже так думать»);

- когда первый вызывает в другом чувство навязанного долга («Ты должен, а хочешь ты или нет, не имеет значения»).


В роли «жертвы» часто выступает открытый и добрый человек, который долго не может пове­рить в то, что его используют. Переживая и му­чаясь от того, что ему становится плохо в обще­нии с каким-то конкретным человеком, он при­ходит к психологу и обычно задает такие во­просы: «Мне это кажется, или на самом деле он пытается меня использовать?», «Он сознательно это делает или, может быть, он не осознает, что поступает нехорошо?», «Почему именно ко мне «прилипают» такие люди?!», «Может ли быть та­кое, что когда я нахожусь в комнате с этим чело­веком, у меня начинает болеть голова? ».

Да, манипулируют чаще всего хорошими, до­брыми и гуманными людьми. И то, что они -«добыча» для манипулятора, еще не причина то­го, что им нужно освобождаться от своей доброты и становиться злыми и закрытыми. Доброта при­носит человеку удовольствие в жизни: он счаст­лив, когда может кому-то помочь, он умеет ис­кренне радоваться и преданно любить. Темные и тяжелые чувства посещают его очень редко, душа его светла и легка. С увеличением возраста он становится еще красивее: его лицо светится, глаза лучатся. Разве это не счастье?

Важно понять, что та же закономерность «работает» и в жизни манипулятора: он живет тяжело, часто переживая «черные» состояния. И его лицо с годами приобретает «тяжелое», непри­ятное выражение, даже несмотря на то, что его черты были красивыми в юности.

Манипулятор не умеет искренне, по-чело­вечески общаться, не зная реального общения и не чувствуя от этого радости. Этой «самой боль­шой роскоши, которой является человеческое об-


щение», у манипулятора нет. Он внутренне холо­ден, в нем нет тепла человеческой жизни, нет яр­ких чувств и переживаний.

Он либо «покупает» другого («Я дам тебе де­нег и власть»), либо «покупается» сам («Я хочу денег и власти»). Его зависимость от этих «Дай» и «Возьми» - огромна, он сам является их «игрушкой».

Манипулятора можно пожалеть. Но от него надо уметь защищаться.

Защита от манипулирования

«Единственное, что следовало бы подчеркнуть, так это принципиальную полезность отпора как важного средства профилактики поползновений другой (недружелюбной) стороны - как возмож­ных и имитационно-зондажных (блефовых), так и реальных, очевидно злонамеренных, превышающих допустимый предел нашей осторожности, выжи­дательности, нейтральности».

Павел Таранов, психолог

Чтобы защититься от манипулирования со стороны другого человека, необходимо укрепить свою жизненную позицию и освоить некоторые техники общения.

Жизненная позиция должна быть активной и содержать не только стремление помогать людям, но и осуществлять собственные желания, доби­ваться своих целей, стремиться к реализации своих интересов.

Желание реализоваться в жизни, не только отдать, но и получить - это не эгоизм, а обяза­тельное условие нормального, полноценного чело­веческого существования.


Важно чаще спрашивать себя: «Что я имею в результате общения с этим человеком? Я отдаю ему свое время и силы, помогаю ему и забочусь о нем. А что он делает для меня? И то, что он дела­ет, приятно мне? Приносит ли это мне самому ра­дость и удовлетворение?»

С человеком, который пытается манипулиро­вать Вами, желательно строить отношения на равных и постоянно контролировать, отслежи­вать, чтобы это равенство не нарушалось ни в од­ну, ни в другую сторону. Если Вы хотя бы немно­го «зазевались», манипулятор мгновенно начина­ет строить отношения, которые удобны и полезны только ему и не удобны и вредны Вам.

Для укрепления уверенности в себе необходи­мо помнить о своих человеческих правах. Каж­дый отдельный человек и все люди имеют свои жизненные права:

- каждый человек имеет право ошибаться;

- каждый человек имеет право менять свое
мнение и свои ценности;

- каждый человек имеет право говорить «Нет»;

- каждый человек имеет право говорить: «Мне это не важно или не интересно»;

- каждый человек имеет право добиваться своих целей, не нанося при этом вреда другим людям.

В общении с манипулятором нужно приме­нять техники общения, позволяющие его вовремя остановить или существенно снизить его актив­ность. Эти коммуникативные техники состоят в том, чтобы каждый раз смело и прямо говорить:

- о том, что он делает;


- о том, что чувствует человек, которым ма­нипулируют;

- и о том, что реально происходит в процессе взаимодействия манипулятора и «жертвы».

Как уже было сказано выше, манипулятивное общение - общение скрытое и «замаскиро­ванное». Обычно манипулятор объясняет свои действия стремлением заботиться не о себе, а о другом человеке. Поэтому если этот другой от­крыто говорит о том, что он понимает истинные цели манипулятора, ситуация общения между ними кардинально меняется. Манипулятор начнет стремиться учитывать интересы и желания своего партнера или вовсе прекратит свои попытки. Вполне возможно и то, что он захочет уйти, что воспринимается вторым партнером, как радостное «освобождение из плена».

Упражнение.

Например, каждый раз, когда нужно пода­вить активность мужа, жена говорит ему: «Я от тебя ухожу. Ты мне всю жизнь сломал». Нет, ре­ально она совсем не хочет от него уходить. Ей нужно только одно: он должен стать послушной игрушкой в ее руках и делать то, что она считает нужным.

Чтобы остановить манипулятивный процесс, мужу необходимо организовать с женой обсужде­ние трех основных проблем.

«Ты совсем не хочешь от меня уйти. Ты хо­чешь только одного: чтобы я стал послушным и делал только то, что тебе нужно. Но я - тоже че­ловек и у меня есть свои интересы и желания. Тебе придется их учитывать».


«Когда ты говоришь мне о своем уходе, я страдаю, мне становится больно. Но после этого я перестаю тебя любить или люблю значительно меньше. Со временем может наступить момент, когда я разлюблю тебя».

«В последнее время у нас с тобой сложились отношения по типу отношений между сверх­строгой учительницей и учеником, который ее боится. Ты говоришь со мной в приказном тоне, стала холодной и все время пытаешься мной управлять. Ты - не учительница, а я - не ученик. Меня такие отношения не устраивают».

Стресс несовпадения по темпу общения

«Перестань тараторить! Я не понимаю ни од­ного твоего слова! Говори нормальным, человече­ским языком!»

Разговор отца с дочерью

Люди часто недовольны друг другом. Один го­ворит об излишней медлительности своего знако­мого: «Я впадаю в тоску, когда он начинает гово­рить. Каждое слово тщательно продумывает, тя­нет паузы, долго формулирует ответы, слишком много анализирует там, где все просто и ясно, «обсасывает» детали, отвлеченно философствует... Я не имею так много времени, чтобы долго обсу­ждать простые и очевидные вещи». Другой, на­оборот, возмущается излишней торопливостью своего собеседника: «Ему нужно все сразу и бы­стро. Говорит слишком громко и много. Горячит­ся по пустякам, «тарахтит как из пулемета», «проглатьюает» слова, волнуется, нервничает... В общем, после десяти минут общения с ним я «выжат, как лимон».


Перед сверхмедлительными и сверхторопли­выми людьми стоит одна и та же задача: изме­нить свой темп общения в сторону усреднения. Другими словами, те, кто общается слишком медленно, должны стремиться к возможному ус­корению в выражении своих мыслей и чувств. А те, кто общается слишком торопливо, должны стараться замедлять себя в разговорах с другими людьми.

Особенно острые проблемы возникают тогда, когда сверхмедлительный человек начинает взаи­модействовать со сверхторопливым. Первый сразу же «отстает» от второго, чувствует себя неловко, комплексует, а потом - злится и раздражается. А второй в первые минуты общения быстро «перегорает», резко переходит от заинтересован­ности к отвержению. И все. Общения не получа­ется. Люди расходятся и потом сожалеют об этом. А причина только в том, что они не совпали по темпу общения.

Чтобы «подстроиться» под темп общения сво­его партнера, необходимо:

- в первые минуты понаблюдать, быстро или медленно общается Ваш собеседник;

- попробовать перейти на его темп общения;

- если не получится эффективно подстроить­ся, постараться изменить темп общения своего знакомого: «Прошу тебя, говори немного помед­леннее. Я не успеваю тебя понимать», «Прошу тебя, не тяни так долго фразы. Мне трудно сле­дить за своими рассуждениями».


Современный лексикон агрессивного общения

«Как общается наша молодежь! Какие-то все грубые и непонятные слова!»

Из разговора двух пожилых учительниц на школьной перемене

Жизнь стала требовательной и жесткой, и люди стали общаться по-другому. В широкий обиход вошли слова, которые раньше можно было услышать лишь в тюрьмах и зонах. Некоторые новые слова появились совсем недавно, но они в

г-'

своем содержании тоже несут что-то агрессивное.

Этот агрессивный жаргон особенно ярко про­является в общении молодых людей. При помощи таких слов они демонстрируют свою силу и за­щищенность, как бы говоря: «Не подходи, уда­рю!» или «Если ты меня тронешь, тебе несдобро­вать».

Мы можем сколь угодно долго морализиро­вать на тему о том, что «в наше время все было лучше и культурней». Но любые моралитеты сей­час бесполезны. Реальность жизни перебьет все наши «благие намерения».

И все же очень жаль, что бесценная энергия молодости «большими порциями» уходит сейчас на агрессию нападения. Ведь агрессивный чело­век разрушает и окружающих, и себя самого! Чтобы быть убедительным, он должен «завес­тись» и «накачать себя»: громко крикнуть, на­прячь лицо и мускулы. А после агрессии и крика надо как-то успокоиться, а успокоение часто свя­зано с алкоголем или наркотиками-. И живет этот человек на перепадах своих настроений, которые делают его неустойчивым, нервным, даже невро-


тичным: агрессия (жесткость, жестокость) -«расслабуха» (пассивность, «туман»), затем снова - агрессия... И так - долго, в «кольце» перепадов, от одного состояния - к другому.

Какие внутренние основания скрываются за этими грубыми, еще не совсем привычными для многих, агрессивными словами?

Разберем конкретный пример. На психологи­ческом тренинге в одной из студенческих групп я попросила ребят на отдельных полосках бумаги написать качества, которые они больше всего це­нят в людях. Затем они должны были эти качест­ва выбирать и дарить своим однокурсникам, тем, кто, по их мнению, этими качествами обладал.

Игра шла прекрасно, но вот студент вытаски­вает «билет» и говорит: «Я не могу это качество отдать. Здесь нет людей, которые им обладают». Я прочитала: на «билете» было написано слово «Честность». То же произошло с качествами «Доверие» и «Пунктуальность».

Действительно, в современных условиях кри­зиса агрессивные слова отражают тот факт, что быть честным и пунктуальным невыгодно, а до­верять вообще никому нельзя. Выгодно быть аг­рессивным, нападающим, отнимающим, запуги­вающим.

Об этом следует серьезно задуматься, не прав­да ли? Познакомимся с некоторыми новыми аг­рессивными словами.

«Отжать». Это слово отражает механизм же­сткого, манипулятивного и даже жестокого ис­пользования человека. Его приближают, входят к нему в доверие, а затем - «отжимают» (исполь­зуют) и выбрасывают, как выбрасывают выжатый лимон. Такой механизм взаимодействия практи-


ковался и практикуется в сфере бизнеса довольно широко. Такой механизм, к сожалению, часто возникает даже в дружеских отношениях. Моло­дая девушка на консультации недавно сказала: «Сейчас невыгодно дружить. Друзья все время стараются тебя использовать. Лучше ни о чем ни­кого не просить, но и от других быть независи­мой».

Кроме слова «отжать», есть еще агрессивный «термин» - «кинуть», близкое по содержанию к первому. «Кинуть» - это обмануть, прервать от­ношения в то время, когда для Вас они еще были нужно и значимы. Слово «кинуть» очень похоже на слово «бросить», но имеет и свое особое значе­ние. «Кинуть» - это еще и предать, сделать под­лость.

Почему же не используется ясное и понятное всем слово «предать»? Дело в том, что слово «предать» - очень выразительно и имеет свою «личную историю» практически для каждого из нас. В подростковые годы оно насыщается острым и постыдным содержанием. Вспомните, кто не боялся больше всего на свете этого страшного «приговора» своих сверстников, когда они могли крикнуть тебе в лицо: «Ты - предатель»? Выть предателем не хочет никто. Поэтому новое слово «кинуть» - увы, это что-то вроде «деловой терми­нологии», оно - холодное, сухое и спокойное, не несущее детских воспоминаний обличения и по­зора.

«Подставить» - это слово по смыслу близко к словам «отжать» и «кинуть», но больше прибли­жается к слову «предать». В "сущности, «под­става» - это сознательное, специально продуман­ное и спланированное предательство.


Мягких, сочувственных новых слов не появ­ляется. Считается, что «если тебя «кинули», сам виноват, ты - «лох».

«Лох» - это тот, кого «отжали», «кинули» и «подставили». Переходя на нормальный русский язык, это - доверчивый человек, позволивший себя обмануть, использовать и предать.

«Крутой» - тот, кто имеет «бабки» (деньги), «Мерс» (дорогой «Мерседес»), часто в результате того, что сумел обмануть, использовать и предать этого другого, «лоха».

Вспомните, пожалуйста, когда мы говорим слово «крутой», пользуясь нормальным языком? Правильно, когда говорим об очень горячей воде, кипятке и о некоторых видах пищи - каше, щах, супах. Первый (кипяток) - обжигает, а вторые (такие блюда, как каша, щи, борщи и проч.) -неудобоваримы. «Крутой» человек - это тот, кто приносит что-то очень неприятное, обжигающее и с которым неудобно общаться. Да и сам он не вступает в нормальное человеческое взаимодейст­вие, напоказ, агрессивно и назойливо демонстри­руя свои «бабки», «мерс» и т.п. Такому человеку можно только завидовать (что, к сожалению, час­то бывает) или презирать (что бывает реже).

Удивленный читатель может спросить: «Зачем такой детальный анализ молодежного жаргона?» Отвечаю: «Только затем, чтобы не стать «добы­чей» людей, которые направлены на то, чтобы «отжать», «подставить» и «кинуть».

Это сильный критерий: если человек широко пользуется агрессивными словами, в своем внут­реннем состоянии он - такой же агрессивный. Не поддерживайте с ним общение, отходите, преры­вайте отношения, не проявляйте никакой реак-


ции (не смущайтесь, не пытайтесь доказать свою правоту).

Любая эмоция, являясь человеческой реакци­ей, показывает Вас как «человечного человека», а для агрессивного, значит - слабого, того, кого можно «отжать», «кинуть» и «подставить».

Давайте общаться легко и просто!

«Но как бы ни был труден характер этих тяжелых людей, они должны контролировать се­бя, держать себя в руках, искать свое место в жизни, - все это им под силу. Особенно если они будут знать о своих слабостях».

Михаил Буянов, психотерапевт

У всех нас есть опыт взаимодействия с «легкими» и «тяжелыми» людьми. Но в каждо­дневном общении мы не всегда задумываемся, от каких особенностей личности и поведения чело­века зависит наше впечатление о нем. Действи­тельно, какой-то человек притягивает нас, нам хочется с ним общаться, видеть его лицо и слы­шать его голос. А другого человека мы стараемся избегать, с ним часто бывает трудно и диском­фортно.

Возможно, мы сами время от времени бываем «тяжелыми» людьми. Замечали ли Вы, что ино­гда окружающие начинают Вас избегать? Каза­лось бы, ничего особенного, просто у Вас - плохое настроение, но люди придумывают всякие пред­логи, чтобы отойти от Вас на «безопасное» рас­стояние. И наоборот, бывают дни, когда все у Вас «идет само собой», душа поет, голос мелодично льется и люди к Вам тянутся.


А задавали ли Вы себе вопрос о том, можно ли управлять своим «душевным весом» и «похудеть»? Другими словами: отказаться от соб­ственных «тяжелых» черт характера и сознатель­но стать «легким» человеком? Отвечаю: да, мож­но! Усиливаю: и нужно! Быть «тяжелым» челове­ком нет никакого смысла. И себе не в радость, и другим не на пользу. Раз уж мы появились на этом свете, давайте становиться легкими и радо­стными людьми!

Для начала выясним, какой он - «тяжелый» человек? От каких сторон своего характера он должен отказаться?

«Тяжелый» человек:

Всегда не доволен собой, жизнью, окружаю­щими. Он сварлив, постоянно брюзжит и всех ру­гает. У него как будто никогда «не расцветает на душе». Он несет внутреннюю тяжесть в самом се­бе, часто произнося слово «тяжесть». Для него это слово становится каким-то личным, фаталь­ным, задающим его жизненную программу. Он говорит: «Жизнь какая-то тяжелая...» или «Так тяжело на душе...».

«Тяжелые» люди живут «внутри самих себя», не выходя за пределы своих внутренних состоя­ний. Они «зациклены» на самих себе и часто не замечают, что утро сегодня - солнечное, а день -веселый. Они будто «привязаны» к своей внут­ренней «тяжести», их гнет и притягивает к зем­ле. Такое впечатление, что они вынужденно тянут странную внутреннюю ношу, не желая этого и не находя в себе сил от нее избавиться.

Угнетенность, подавленность их внутреннего состояния передается окружающим. Рядом с


«тяжелым» человеком действительно начинает болеть голова и портиться настроение. Их состоя­ние передается, как инфекция. «Тяжестью жиз­ни» можно «заразиться» и начать «болеть». Только это будет не привычный для нас грипп, который можно вылечить таблетками, а что-то непонятное, почти мистическое, что лечению таб­летками не поддается.

А «легкие» люди, - какие они?

Обычно они принимают и любят жизнь в лю­бом ее проявлении. Эта жизненная радость, до­вольство жизнью проявляются сами по себе и не зависят от происходящих событий. Человек несет в самом себе чувство жизненной радости, упоения жизнью, воспринимая ее как Чудо, как Дар Бо­жий.

Такая внутренняя настроенность проявляется в легком, «воздушном» и «пушистом» настрое­нии, в летящем голосе, междометиях, взглядах, улыбках. Они обычно говорят: «Все нормально» или «Все будет хорошо».

«Легкие» люди живут в постоянном сопри­косновении с внешней жизнью. Утром кофе у них вкусный, яичница замечательная, а хлеб свежий. Они интересуются другими людьми, способны на сочувствие и поддержку.

И общаются «легкие» люди как-то по-своему, тоже легко. Они говорят простые и короткие фра­зы, не вдаваясь в лишние подробности и стараясь ценить время собеседника. Они подбирают одно­значные слова, избегая усложненных «ребусов» и контекстов, потому что имеют ясное, четкое мышление. В общении они проявляют открытость и прямоту, легко смотрят в глаза собеседнику, часто шутят и смеются.


«Легкие» люди не любят внутренних состоя­ний дискомфорта и поэтому не могут долго дер­жать «тяжести» внутри себя. Если их что-то не устраивает, они говорят об этом открыто и прямо. Поэтому собеседнику тоже становится легко: все ясно и просто, нет «интриг» и «загадок». Такая простота в общении есть 'проявление жизненной мудрости и бережливости по отношению к своей жизни и жизни других людей.

«Легкие» люди не застревают, не утопают, не занудствуют, легко освобождаясь от тяжелых привязок. Они как бы парят в жизни, увлекаясь жизненным «полетом».

При этом они - спокойные, надежные и пред­сказуемые люди. С ними легко, потому что зна­ешь, как себя с ними вести и чего от них ждать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: