Национальные движения и их воздействие на развитие общества

Национально-освободительные движения происходили еще в докапиталистическую эпоху, когда народы боролись против иноземного ига за свою свободу и самостоятельность. Типичным примером может служить борьба русского народа против татаро-монгольских завоевателей, приведшая к образованию единого централизованного государства. Еще раньше этому предшествовало объединение разных славянских этносов - древлян, вятичей, кривичей и других народностей в рамках Древней Руси. После нашествия Золотой Орды одна часть народа оказалась под ее властью, а после освобождения образовала великорусскую нацию. Другая часть северо-западных славян попала под власть великого княжества Литовского и впоследствии сформировалась как белорусская нация. Третья часть западных славян была завоевана Польшей, и после освобождения образовала украинскую, или малорусскую нацию.

Эпоха становления капитализма в Европе сопровождалась мощным развертыванием национально-освободительного движения народов. Рост национального самосознания, консолидация этносов и народностей в рамках, существовавших империй, противоречия между господствующей нацией и угнетенными народами, привели к резкому обострению национально-освободительного движения в таких государствах, как Австро-Венгрия, Россия и Османская империя. Чехи, словаки, хорваты в рамках Австро-Венгрии, болгары, сербы, греки в Османской империи, поляки в царской России боролись за свою национальную самостоятельность и создание независимого государства, встречая резкое противодействие со стороны господствующих классов своих империй. В развернувшемся национально-освободительном движении борьбу угнетенных народов возглавили радикальные слои национальной буржуазии.

Установление колониального господства европейских государств в разных регионах мира привело в дальнейшем к развертыванию мощного национально-освободительного движения как в захваченных ими колониях и зависимых странах, так и в самих метрополиях. Поскольку народы многих колоний в Африке, Австралии, Азии были уже цивилизованными или, по крайней мере, находились на пути перехода от первобытного строя к цивилизации, постольку там уже существовали такие этнические общности, как племена и этносы.

Нещадная эксплуатация народа, превращение колоний в сырьевой придаток метрополии и источник получения дешевой рабочей силы способствовали пробуждению национального самосознания населения. Классовое угнетение и дискриминационная политика в области языка и национальной культуры местных племен и этносов привели к возникновению национально-освободительного движения против метрополий и в конечном итоге к созданию самостоятельных национальных государств.

После завоевания национальной независимости в ряде колониальных и зависимых стран процесс национально-освободительного движения принимает совершенно иной характер. Поскольку в этих государствах политическая власть и экономическое богатство оказываются в руках представителей господствующего этноса, то против него начинается борьба угнетенного этноса или нескольких этносов, которые сначала выступают против национальной дискриминации, а в дальнейшем - за национальное самоопределение и образование независимого государства.

На первом этапе требования освободительного движения могут ограничиться требованием равноправия языков и национальных культур, т.е. получением национально-культурной автономии для этносов. Это обычно происходит тогда, когда соответствующий этнос малочислен или его члены рассеяны среди господствующего этноса. Часто именно господствующий этнос превращается в нацию и образует национальное государство. Так в основном происходило образование наций в колониальных и зависимых странах Африки, Азии, Австралии и Латинской Америки.

На втором этапе развертывается освободительная борьба угнетенных этносов и народностей за национальное самоопределение и образование самостоятельного государства. Эта борьба нередко приобретает затяжной характер, идет с переменным успехом и зачастую заканчивается получением автономии в рамках существующего государства.

Национально-освободительное движение, получившее особенно широкий размах после окончания второй мировой войны, привело к распаду колониальной системы империализма и образованию множества политически независимых национальных государств. Одновременно во многих из них развернулась борьба за экономическую независимость и решение социально-политических задач возрождения страны, подъема уровня жизни народа и развития ее национальной культуры.

Литература

Основная:

Семенов Ю.И. Секреты Клио. Сжатое введение в философию истории. -М., 1996.

Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1991.

Гумилев Л.Н, Этногенез и биосфера земли. - М., 1993.

Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу//Полн. собр. соч. Т. 24.

Дополнительная:

Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. - М.,1987.

Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. - М., 1994.

Козинг А. Нация в истории и современности. - М., 1978.

Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос/ /Соч. Т. 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: