Данная методика применима как для начального ознакомления с межличностными отношениями в группе, так и для изучения динамики межличностных отношений в процессе совместного обучения или деятельности. Обязательным условием социометрического исследования выступает включенность каждого из опрашиваемых в систему межличностных отношений данной группы[10].
Важным моментом социометрического исследования является тщательный подбор вопросов (социометрических критериев), которые должны отражать реальные интересы и ситуации изучаемой группы.
Социометрический критерий должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом исследовании:
1) вопрос должен быть конкретным, общепонятным;
2) вопрос не должен содержать слов с двойным значением;
3) вопрос должен указывать место, время и контекст, которые необходимо учитывать при ответе;
4) формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный социальный опыт опрашиваемых в той сфере, которую затрагивает вопрос.
|
|
Выбор критериев определяется задачей исследования. Если мы хотим выявить студентов, способных возглавить группу (например, выбрать старосту, профорга), то на выяснение этого и должны быть направлены отобранные критерии. При изучении взаимных симпатий критерии будут иными.
Варианты социометрических критериев и соответствующие им вопросы:
1. Ролевой критерий. Если бы Вы были старостой, кого бы Вы включили в состав группы для выполнения ответственного задания?
2. Функциональный критерий. Кто из членов группы, по Вашему мнению, может быть старостой?
3. Деловой критерий. С кем бы Вы хотели остаться в учебной группе, если группа будет переформирована?
4. Эмоциональный критерий. К кому из товарищей по группе Вы бы обратились в трудную минуту?
5. Коммуникативный критерий. С кем из товарищей по группе Вы бы хотели провести свои каникулы?