Структура расселения, роль городов, принадлежность к «городскому поясу» Европы, транспортные сети

В Европе центром и средоточием общественной жизни выступает город, «навязавший», по выражению Фернана Броделя, свое превосходство окружающей сельской местности; решающее значение имела конкуренция городов. Города стали «позвоночным столбом» европейского капитализма. Уже с конца XIII в. столбовой дорогой европейской цивилизации становится германский перешеек, вдоль которого выстроились мощные города — Генуя, Милан, Флоренция, Венеция на юге; в срединной зоне — Аугсбург, Страсбург, Нюрнберг, Франкфурт, Кельн; на севере — Гамбург, Любек, Бремен, Брюгге, Антверпен. Это та зона, которую Роккан называет «городским поясом», принадлежность к которому оказала едва ли не решающее влияние на сроки и условия формирования национальных государств. Если территория Франции лежала хотя и близко, но все же по большей части вне «городского пояса», то города Италии и Германии формировали самое его ядро. В этих случаях именно россыпь мощных политически автономных городов стала одним из важнейших препятствий для политического объединения страны, сделав Италию и Германию «запоздалыми нациями». Так, «алфавит и город определили судьбу Европы»[5]. Сама полицентричность «городского пояса», дисперсная система расселения препятствовала появлению крупных территориальных систем.

В Италии и Германии интересы городов (в Германии еще и территориальных княжеств) как центров богатства вступили в противоречие с интересами национальных государств как носителей политической воли. Города-государства не смогли отстоять свою политическую целостность в системе «больших держав». Франция находилась несколько в стороне от этого процесса.

Крайне важным является вопрос о поли- или моноцентричной структуре расселения. Во Франции велика была роль центрального места: Париж — центр богатства совпадал с центром политического могущества. Энергия страны была сосредоточена в одном мощном центре. Германию же до сих пор называют страной без центра, столичному городу ( Берлину ) приходилось постоянно конкурировать с крупными, сопоставимыми по политическому весу центрами запада, севера и юга страны. Еще более интересна ситуация в Италии, где столичный («спящий») регион — Рим — последним вошел в состав объединенного государства.

Национальное единство строилось вокруг системы главных дорог. Здесь тоже заметны различия между Францией, с одной стороны, и Италией и Германией — с другой. Во Франции существовала обширная дорожная сеть, которая получила почти сенсационное, по выражению Броделя, развитие в XVIII столетии. Учитывая размеры страны, очевидно, что для ее единства успехи транспорта были решающими. Транспортная система имела радиальную структуру. В Германии и Италии в силу меридианальной расположенности городских центров, транспортные сети также носили по преимуществу меридианальный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: