Экстерналии (внешние условия)

Роль внешних сил и их значение для государственного территориального строительства коренным образом отличается во всех трех государствах. Во Франции эта роль относительно невелика: каркас национального государства сложился рано, вся «объединительная энергия» концентрировалась в собственных территориальных пределах. Совершенно другую картину демонстрирует Италия, для объединения которой (как с точки зрения временных рамок, так и характера объединения) большую, а иногда и важнейшую, роль сыграли соседние государства — Франция и Австрия. Внутренних сил для объединения страны было явно недостаточно.

Промежуточное положение занимает Германия. Здесь, так же как в Италии, внешний фактор (отношения с Францией) на поверхности сыграл довольно существенную роль. Однако следует обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, по сравнению с Италией внешнее воздействие (прежде всего наполеоновское влияние) было если не ситуативным, то по крайней мере менее продолжительным. Во-вторых, внешнее влияние следует по-иному интерпретировать: если Италия искала за рубежом союзников, помощников в деле объединения страны, то Германия как бы «отталкивалась» от французского влияния, формировала собственную идентичность для создания противовеса внешним силам.

В таблице 1 представлены обобщенные, генерализованные результаты оценки влияния различных факторов на строительство национального единства.

Все три государства отличались исключительным региональным разнообразием, на которое «наложилось» национальное единство как надстроечный фактор. Региональное разнообразие сохранилось до сих пор, однако в силу факторов, указанных выше, политически регионы имеют разный «вес». Необходимо обратить внимание на то, какие стратегии были выбраны, какое институциональное строительство они предполагали.

Таблица 1. Основные условия/факторы формирования государств-наций в Западной Европе
Условия/факторы Франция Италия Германия
границы явные явные неопределенные
принадлежность городских центров к «городскому поясу» вблизи пояса, но вне его по преимуществу формирует ядро формирует ядро
роль и относительный «вес» центрального места велики относительно невелики относительно невелики
структура расселения моноцентрическая полицентрическая полицентрическая
транспортная сеть (по преимуществу) радиальная меридианальная меридианальная
этнический состав/язык относительно гетерогенный относительно гомогенный относительно гомогенный
роль католической церкви относительно невелика тормоз для объединения неоднозначна
отношения центр — периферия подавление, но не интеграция сосуществование (развитие по разным траекториям) отсутствие выраженной периферии
направление объединения из одного развитого центра из более развитых центров от периферии к более развитым территориям
роль внешних сил (экстерналий) относительно невелика относительно велика («помощники») относительно велика («противовес»)

Так, во Франции вся энергия действующих из центрального места акторов была направлена на объединение, централизацию, строительство классического унитарного государства, которое, помимо прочего, облегчалась выдающимся местом Парижа на карте Франции и расположением Франции вне европейского «городского пояса».

Италия и Германия, формирующие ядро «городского пояса» и обладающие выраженной культурной гетерогенностью, могли бы выбрать в качестве стратегии объединения федерализацию (как указывает Роккан, и Пьемонт, и Пруссия наиболее успешные свои завоевания проводили внутри собственных стран). Основное отличие между Италией и Германией заключается в различном балансе между центральными и периферийными силами.

В Италии выбор был сделан в пользу централизованного государства, что можно объяснить двумя обстоятельствами. Во-первых, федерализация была бы опасна с точки зрения контроля за мощной южной периферией. Во-вторых, тесные связи Италии и Франции предопределили то, что немедленно после объединения страны в Италии была введена французская административная система, элитные группы Пьемонта и Тосканы настаивали на введении централизованной системы управления (хотя культурная и политическая гетерогенность Италии не была подавлена и проявилась позже).

В Германии федерализация оказалась лучшей стратегией для объединения развитых западных и южных территорий с восточной периферией — Пруссией.

Таким образом, в Германии мы имеем дело с федеративной структурой при этнической гомогенности населения. Во Францииунитарную структуру при этнической гетерогенности «по краям» нации. Переходное положение занимает Италия: гетерогенное население при полуунитарных институциональных структурах.

Европейские традиции территориально-политического строительства, естественно, не ограничиваются примерами государств, проанализированными выше. Так, в Швейцарии и Нидерландах сформировались развитые и сбалансированные городские структуры; именно в этих двух европейских политиях консоциативный элемент в государственном строительстве был выражен наиболее сильно [6]. Эти модели были основаны на городских лигах, представлявших собой контрактные организации открытого типа, созданные для защиты торговых привилегий и контроля за рынками. Важнейшие города к северу от Альп создали оборонительную лигу против внешних угроз и постепенно выстроилишвейцарскую конфедерацию.

Примечательно, что подобные лиги складывались и на других территориях: Ломбардская, Бургундская, Эльзасская, Швабская лиги, лиги вдоль Рейна, по побережьям Балтийского и Северного морей, однако им не удалось сформировать суверенные территориальные образования.

Следующим успешным примером конфедерации стали Соединенные провинции. Таким образом, территориальная консолидация в этих двух случаях основывалась на принципе консоциации, становлении и развитии полицентрических, децентрализованных федераций. Эти политии представляли собой выраженный контраст унитарным государствам-нациям, практикуя, в частности, принцип добровольности объединения и религиозную толерантность.

Ни Швейцария, ни Нидерланды не имели в своих территориальных структурах единого сильного центра; их территориальные структуры представляли собой сети городов с удачным экономико-географическим положением, объединенные идеей защиты своих торговых привилегий. Швейцарская конфедерация и Соединенные провинции занимали ключевое положение в системе торговых путей: швейцарцы контролировали важнейшие переходы через Альпы, а голландцы — эстуарий[7] Рейна.

Оформившаяся строгая система государств-наций в Западной Европе не привела к исчезновению альтернативных государств-наций различных территориальных сообществ, которые в настоящее время выходят на авансцену европейской политики, укрепляя свое политическое значение и расширяя каналы доступа к национальному политическому процессу.

По-иному складывались стратегии территориально-политического строительства в Соединеных Штатах Америки и Канаде, где крайне важными оказались фактор метрополии и переселенческий характер этих наций.

Великое переселение европейцев в Северную Америку началось в первые годы XVII века. Первым постоянным английским поселением в Америке был основанный в 1607 году форт и поселок Джеймстаун в Виргинии. Первые колонии были самообеспечивающимися обществами со своими выходами к морю, каждая из них стала обособленным, самостоятельным организмом. Тем не менее, многие проблемы выходили за рамки отдельных колоний и требовали совместного урегулирования. Тринадцатью колониями, которые стали Соединенными Штатами, являлись: Нью-Гемпшир, Массачусетс, Род-Айленд, Коннектикут, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания, Делавэр, Мэриленд, Виргиния, Северная и Южная Каролина, Джорджия. Географически колонии делились на Новую Англию, Среднеатлантические колонии и Южные колонии.

Далее началось продвижение поселений к западу — от береговой равнины к предгорьям. Колонии росли в экономическом и культурном отношении и имели большой опыт самоуправления. Колонисты рассматривали колонии скорее как республики или государства, слабо связанные с Лондоном. Они изначально жили по английским законам и порядкам — с законодательными ассамблеями, системой представительства и с признанными обычным правом гарантиями личных свобод. Однако законотворчество все больше приспосабливалось к американским условиям, все чаще происходили конфликты между избираемыми народом ассамблеями и губернаторами, назначаемыми королем. Колонистам часто удавалось лишать губернаторов возможности исполнять свои обязанности, ибо последние, как правило, получали средства на свое содержание только от ассамблей.

Препятствием для дальнейшего продвижения колонистов на запад стало французское господство: империя Франции в XVIII в. простиралась от Квебека до Нового Орлеана на юге, тем самым Франция прижала британцев к узкой полосе между Аппалачами и Атлантическим океаном. За восемь лет войны Англии и Франции последняя лишилась Канады и верховьев Миссисипи. Колонии требовали продвинуть границу поселений до реки Миссисипи.

Согласно Парижскому мирному договору 1783 г. 13 бывших колоний были признаны независимыми, свободными и суверенными штатами. Великобритания признала за ними территорию, ограниченную на Западе рекой Миссисипи, на севере — Канадой, на юге — Флоридой.

В это же время на обширной территории к западу от побережья появлялись новые государственные образования — «пионеры» переваливали через Аппалачские горы и шли дальше на запад. Перед Соединенными Штатами встала проблема «империи» — необходимость установления порядка заселения новых земель и управления ими. Так, на Северо-Западной территории вводилось ограниченное самоуправление, регламентированное ордонансом 1787 г. Первоначально это был единый округ под управлением губернатора и судей, назначаемых конгрессом. Предусматривалось, однако, что когда число совершеннолетних мужчин, проживающих в округе, достигнет 5 тыс. человек, будет учрежден собственный законодательный орган. Помимо этого, в конгрессе округ представлял один представитель без права решающего голоса.

На Северо-Западной территории предусматривалось формирование 3—5 штатов. Как только свободное население какого-либо из них достигало 60 тыс. человек, ему разрешалось вступить в союз на тех же основаниях, что и «первоначальные» штаты. Тем самым проводилась новая политика колонизации, основанная на принципе равноправия, было признано то, что колонизация есть лишь расширение национальных границ и колонии пользуются не привилегиями, но равными с метрополией правами. Это положение ордонанса легло в основу американской политики в отношении общественных земель, на этих принципах происходило последовательное расширение американской территории до Тихого океана.

Развитие внутренней торговли сплачивало нацию. Строительство железных дорог помогало связать воедино различные районы быстро расширяющейся территории страны. На Востоке бурно росла промышленность, на Среднем Западе и Юге развивалось сельское хозяйство. Однако следует отметить, что процесс пополнения федерации новыми членами развивался достаточно сложно. Так, существовала серьезная оппозиция принятию новых членов в состав США. Анти федералисты полагали, что республиканская форма правления несовместима с большой территорией; демократия может успешно функционировать лишь в пределах относительно компактной территории. Федералисты оспаривали эти аргументы, настаивая, что небольшой размер территории отнюдь не гарантирует внутриполитическую стабильность. Напротив, чем больше территория, тем больше возможностей избежать навязывания местному сообществу узких интересов той или иной фракции элиты. Однако даже те, кто высказывался за расширение территории США, часто были против предоставления «новичкам» того же статуса, что и штатам — основателям американской государственности. В качестве аргументов выдвигались соображения безопасности: включение новых штатов может ослабить безопасность государства, а издержки этого лягут как раз на восточные штаты[8]. Тем не менее, в конечном итоге вопрос был решен в пользу присоединения новых штатов на принципе равноправия.

Наличие подвижной границы поселений на Западе (фронтира) оказывало огромное влияние на все американское общество. К 1800 г. бассейны рек Миссисипи и Огайо стали великим пограничным регионом. Отток населения на Запад привел к появлению новых границ. Вскоре после принятия в союз новых штатов сложилась политическая карта земель к востоку от Миссисипи. За пять лет появилось шесть штатов: в 1816 г. - Индиана, в 1817 г. - Миссисипи, в 1818 г. - Иллинойс, в 1819 г. - Алабама, в 1820 г. - Мэн, в 1821 г. - Миссури. Первоначальная граница поселений имела своим «тылом» Европу, следующая — приатлантическое побережье, но население долины Миссисипи уже больше смотрело на Запад, а не на Восток.

В последней четверти XIX в. почти вся страна была поделена на штаты и территории. Заселение Запада значительно ускорилось благодаря Акту о гомстедах (гомстед — земельный участок для строительства фермы, при его получении уплачивалась пошлина в 10 долларов) 1862 г., согласно которому гражданам бесплатно раздавались участки земли в 64 гектара — при условии их занятия и обработки. К 1880 г. к частным владельцам перешло 22,4 млн. га земли. К 1890 г. граница поселений практически исчезла.

Контуры Канадской конфедерации сложились в результате борьбы представителей двух великих держав — Англии и Франции. В колониальной политике Франции XVI—XVIII в. четко прослеживаются два основных этапа — восходящий, продолжавшийся вплоть до начала XVIII века и соответствующий периоду подъема и расцвета французского абсолютизма, и нисходящий, соответствующий периоду нарастания кризиса Старого Порядка. Если в ходе первого этапа проводилась достаточно активная колониальная политика, хотя и не всегда последовательная, то на втором этапе наблюдался спад колониальной активности и чисто утилитарный подход к эксплуатации уже имевшихся колоний — XVIII век стал временем падения первой французской колониальной империи.

Отметим, что характер французской колониальной экспансии принципиально отличался от колониальной политики Англии. Так, масштабы территориальной экспансии англичан были невелики, они освоили лишь сравнительно небольшую полосу Атлантического побережья Северной Америки, однако по численности населения английские колонии многократно превосходили французские. В английских колониях интенсивно развивались буржуазные отношения, колонизация осуществлялась людьми, приехавшими в Америку в поисках религиозной и политической свободы. Проводилась весьма жесткая политика в отношении коренного индейского населения.

Французская колониальная империя имела совершенно иной характер: ее территория была огромна, а население ничтожно мало; господствовали феодальные порядки. Французская колонизация носила четко выраженный государственный характер, большую роль в ней играла католическая церковь.

Основная роль в колонизации и освоении Канады принадлежало абсолютистскому государству, которое преследовало чисто политические цели, в то же время это государство никогда не придавало колонизации Канады первостепенного значения. Это объясняет специфическую структуру французской колониальной империи. На первом месте всегда стояла территориальная экспансия, в результате, благодаря усилиям горстки энтузиастов, французы смогли включить в состав своих владений половину североамериканского континента. Однако поскольку экспансия не была подкреплена экономическими интересами (даже пушной промысел, логика развития которого требовала постоянного включения новых территорий, не мог «переварить» всей этой территории), а поддержка французского правительства была совершенно недостаточной, империя была в значительной степени эфемерной.

В результате Новая Франция представляла собой небольшую переселенческую колонию в долине реки Св. Лаврентия, окруженную со всех сторон огромными малонаселенными пространствами, формально считавшимися французскими владениями, где были разбросаны отдельные французские форты, миссии и торговые фактории и где свободно кочевали индейские племена.

Первая половина XVIII века характеризовалась соперничеством Франции и Англии за утверждение своего господства в Северной Америке. После образования в 1670 г. Компании Гудзонова залива Новая Франция оказалась зажатой между английскими владениями, соперничество с ними обострилось на почве торговой конкуренции.

В 1791 г. британский парламент одобрил проект закона о Канаде, который получил название Конституционного акта. Все оставшиеся английские колонии на континенте объявлялись единым владением под названием Британская Северная Америка во главе с генерал-губернатором с резиденцией в Квебеке. С тех пор довольно часто применительно ко всей территории стало употребляться понятие «Канада». Бывшая колония Квебек делилась на две провинции: Верхнюю (английская) и Нижнюю (французская) Канаду. Британскую Северную Америку составляли Верхняя и Нижняя Канада, Новая Шотландия и Нью-Брансуик. Британская корона обладала огромным земельным фондом в Канаде.

В 1840 г. английский парламент принял Акт о Союзе, объединившим Верхнюю и Нижнюю Канаду в одну колонию под названием «провинция Канада».

Интересы хозяйственного развития Британской Северной Америки требовали более тесной связи ее территорий, устранения внутренних тарифных барьеров. Расширение и объединение внутреннего рынка обусловили формирования новой политической структуры на месте разобщенных колониальных провинций. Складывание союза колоний началось только в 50-х гг. XIX в. В 1862 г. межпровинциальная конференция в Квебеке приняла решение о введении свободы торговли готовыми промышленными изделиями. Продолжалось открытие новых земель и освоение североамериканского континента. Были открыты огромные территории вплоть до Тихого океана, однако поселенцев там почти не было. Чтобы предотвратить присоединение к США британских владений на Дальнем Западе, английское правительство в 1858 г. выкупило у Компании Гудзонова залива остров Ванкувер и основало колонию Британская Колумбия. К этому времени государственная граница между Канадой и США по Орегонскому договору 1846 г. по 49-й параллели была доведена до тихоокеанского побережья. Вступление Британской Колумбии в 1871 г. в состав канадской федерации на правах провинции обозначило, наряду с южными, и дальние западные рубежи нового государства. В центре же континента лежало «мертвое пространство».

Федеративный союз в Канаде был оформлен по инициативе приатлантических провинций: в 1867 г. палата общин в Вестминстере приняла Акт о Британской Северной Америке. В единый федеративный доминион под британской короной объединились образованные из провинции Канадафранкоязычный Квебек и англоязычный Онтарио, Новая Шотландия и Новый Брансуик. В 1870 г. Компания Гудзонова залива уступила доминиону Канада обширные территории — от Великих озер до Скалистых гор. На этой территории в том же году было образована провинция Манитоба, а позднее — Саскачеван и Альберта. В 1871 г. в Канаду вошла Британская Колумбия, в 1873 г. — остров Принца Эдуарда.

Это была полусуверенная, полуавтономная федерация бывших колониальных провинций. Образование доминиона в составе четырех провинций положило начало складыванию единого общеканадского государства, ядром которого явилась первоначальная территория доминиона, прежде всего провинции Онтарио и Квебек — ось территориальной структуры современной Канады.

Процесс заселения пошел крайне быстрыми темпами. Только за 10 лет, с 1872 по 1882 г., было роздано 42 тыс. гомстедов в провинции Манитоба и на территории будущих провинций Саскачеван и Альберта. Много земельных угодий было распределено также в провинциях Онтарио и Квебек.

Основное отличие европейской ситуации от североамериканской состоит в следующем: если в Европе территориальные сообщества (регионы) уже существовали и речь шла об их инкорпорации или объединении, то в Северной Америке они создавались с нуля, появлялись по мере заселения территорий переселенцами и получили равные права в составе федераций.

История регионализма в США и Канаде фактически началась с создания новых наций. Осознание своей разности, оформление региональных интересов и региональных культур происходило в общенациональном контексте. В Западной Европе процессы развивались по-иному: не колониальные поселения, но могучие королевства и великие герцогства, вольные города и пфальцы[9] — множество отдельных «дворов» существовало обособленно до появления единого государства и развития чувства общей национальной принадлежности.

Литература

Бродель Ф. Время мира. Т.3. М., 1992.

Бусыгина И.М. Политическая регионалистика: Учебное пособие. М.: МГИМО (У); РОССПЭН, 2006. С. 17-37.

Бусыгина И.М. Модель «центр - периферия», федерализм и проблема модернизации российского государства // Политическая наука. 2011. № 4. C. 53-70.

Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001. С.411-472.

Макарычев А.С. Регион в составе федерации: ранний американский опыт в сравнительной перспективе // Сравнительный регионализм: Россия – СНГ – Запад. Н.Новгород, 1997. С.186-202.

Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. М., 1996.

Политические системы современных государств: Энциклопедический справочник: в 4 т. Т.1: Европа. М., 2009. С.151-170, 259-277, 530-553.

Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. С.68-80.

Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. С.58-94.

Rokkan S. State Formation, Nation Building and Mass Politics in Europe. Oxford, 1999.

[1] Региональное участие — термин, который можно использовать по аналогии с политическим участием. Региональное вмешательство — антоним централизованного контроля и федерального вмешательства.

[2] Эксклавом называется географически отдельная часть территории данного региона, "отрезанная" от него территориями других регионов. Также в политической регионалистике используется родственное понятие — анклав, под которым понимается территория данного региона (или государство), со всех сторон окруженная территорией другого региона (государства).

[3] Под сепаратизмом понимается стремление региона создать новое государство, под ирредентизмом — стремление присоединиться к уже существующему государству.

[4] Возможная аналогия — "игра с ненулевой суммой".

[5] Rokkan S. State Formation, Nation Building and Mass Politics in Europe. Oxford, 1999. P. 74.

[6] См.: Rokkan S. Р. 158-159.

[7] Эстуарий - это географический и геологический термин для обозначения сильно расширенного устья реки.

[8] Макарычев А.С. Регион в составе федерации: ранний американский опыт в сравнительной перспективе. В сб.: Сравнительный регионализм... С. 195—196.

[9] Пфальц - укрепленная княжеская резиденция, средневековый замок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: