Профессиональная бюрократия предполагает у управляющих наличие глубоких теоретических и практических знаний в узких областях деятельности, ограниченных ролевыми требованиями.
Перечислим основные характеристики деятельности профессиональных бюрократов:
§ высокие степень специализации и компетентность;
§ учет не только процесса управления, но и условий его протекания;
§ меньшая формализованность (по сравнению с аппаратной бюрократией);
§ бОльшая свобода в принятии управленческих решений в рамках своей роли, гак как высший руководитель не столь осведомлен в решении узких, специфических вопросов деятельности;
§ группирование рабочих мест по функциональному и иерархическому принципам и централизованное принятие управленческих решений.
Для профессиональной бюрократии характерны следующие достоинства:
§ возможность решения неординарных задач, требующих применения профессиональных знаний;
§ весьма высокая мотивация работников на достижение организационных и групповых целей, а не только личных;
|
|
§ ослабление контроля высшего руководства за деятельностью, что дает большую свободу для творческого решения проблем управления.
Стоит отметить недостатки профессиональной бюрократии:
§ эффективность ее резко снижается, когда организация функционирует в неизменных условиях, а основные се компоненты не подвергаются постоянному воздействию внешней среды;
§ подбор, расстановка и обеспечение функционирования работников приобретают особое значение, так как уровень их профессионализма должен быть весьма высоким. Это предполагает дополнительные затраты на обучение работников управления;
§ усложняются формы применения власти: помимо власти принуждения и вознаграждения здесь должны активно использоваться экспертная и информационная власть.