Профессиональная компания

Властные полномочия. Чем сильнее внешний контроль над компанией, тем более централизованной и формализованной оказывается ее структура. При этом сущность состоит в том, что двумя наиболее эффективными способами контроля компании извне являются или возложение на ее руководство всей полноты ответственности за предпринимаемые действия, или установление четких и ясных стандартов ее деятельности. Более того, наличие внешнего контроля заставляет компанию проявлять особую осторожность.

Внешняя среда. Внешняя среда включает в себя различные характеристики внешнего воздействия на компанию или корпорацию. Это факторы рыночной среды, политического климата, экономических условий и т.д.

Чем более продолжительный период функционирует компания, тем более формализованным (стандартизированным) становится ее поведение. Со временем копания или корпорация все более склонна к повторению осуществляемых ранее действий, а в результате становится более предсказуемой, а потому более склонной к формализации.

Параметры и типы инновационных организационных структур

Размеры организации. Чем крупнее компания, тем более формализовано ее поведение и специализированны ее рабочие места и организационные единицы, а также более развиты ее административные функции. С ростом размеров компании (путем присоединения или поглощения), они получают возможность более точно специализировать рабочие места. При этом крупные компании имеют более сложную иерархическую структуру для осуществления прямого контроля и более развитую техноструктура для координации её деятельности через стандартизацию выполняемых функций.

Крупные компании имеют соответственно и больший средний размер ее структурных единиц. Размер структурных единиц определяется размерами организаций, так как поведение организации становится более формализованным и деятельность каждой из единиц становится все более стандартизированной, а менеджеры получают возможность контролировать деятельность большего числа подчиненных.

Техническая организационная структура является инструментом определяющим выпуск товаров и услуг. При этом техническую система не следует отождествлять с "технологией", которая относится к базе знаний организации.

Чем интенсивнее регулятивная деятельность технической системы - т. е. чем в большей степени она контролирует работу исполнителей, - тем более формализованной является производственная деятельность и тем более бюрократичной является её структура. Технические системы регулируют труд исполнителей. Так, например, на линии массовой сборки продукции, труд становится все более рутинным и предсказуемым, а следовательно, способствует его формализации и специализации. В свою очередь – это приводит к роста административного управленческого труда.

Более сложные технические системы являются фактором повышения профессионализма вспомогательного персонала. Так, если корпорация использует сложное оборудование, то ей требуются и высококвалифицированный обслуживающий персонал. В процессе интенсификации производства, механизм данной системы должен стимулировать сотрудников достаточными полномочиями для того, чтобы принимать необходимые решения относительно эффективного его функционирования на базе информационных технологий для совершенствования производственного процесса.

Компании с преобладанием неквалифицированного труда, свою производственную деятельность координируют на основе стандартизации. Это предопределяет функционирование её как бюрократической структуры с преимущественно контролирующими функциями.

Внедрение информационных технологий способствует трансформации бюрократической административной структуры в структуру органическую, динамично развивающуюся. При переходе к автоматизации технологического процесса изменяются и социальные отношения. Информационные технологии приходят на смену человеческому ресурсу, а функция контроля утрачивает актуальность, а следовательно, исчезает потребность в менеджерах и аналитиках, контролировавших деятельность операторов. На их место приходят специалисты-механики, которые обслуживают технику и осуществляют координацию деятельности на основе технологического взаимодействия.

В итоге автоматизация приводит к сокращению административной функции в пользу экспертных возможностей и уменьшению потребности в координации через стандартизацию.

Анализом эффективного функционирования компаний установлено, что существует органичная связь между внешней средой и структурой организации. При этом чем более динамична внешняя среда организации, тем более органична ее структура. В стабильной среде, в которой не происходит никаких существенных изменений, будущее перспектив развития компании вполне предсказуемо и при прочих равных условиях, эта компания будет функционировать на принципах стандартизации. В тоже время, для сохранения своих позиций на рынке в условиях динамично меняющейся среды, как это имеет место в постиндустриальном обществе, компания должна формировать стратегию органичного типа.

В случае исключительно конкурентной среды компании стремятся к централизации управления, иными словами, переходу к наиболее строгим механизмам координации или прямому управлению. В этом случае один руководитель имеет возможность быстро и жестко координировать действия компании исходя из требований внешней среды.

Изменение внешней среды влечет за собой изменение внутренней структуры в компании, и наоборот.

Рассмотренные выше факторы влияющие на стратегии поведения компании предполагают формирование следующих типов организационных структур.

1. Предпринимательская компания. Предпринимательство – это инициативная, самостоятельно осуществляемая деятельность на свой риск и под свою ответственность компания. Это предельно простая структура - единственная организационная единица, включающая в себя одного или нескольких высших менеджеров, один из которых доминирует над остальными, а так же группу выполняющих основную работу исполнителей. Производственная деятельность такой компании органична и динамична. Роль планирования, тренинга и административных методов поддержания связей минимальна. Отсутствие стандартизации означает, что ее структура органична, а потому потребность в штатном аналитике незначительна. Такая компания отличается высокой гибкостью.

Классический вариант такой конфигурации небольшая предпринимательская фирма, управляемая и жестко контролируемая лично владельцем.

2. Механическая компания. Механическая компания – это продукт промышленной революции, когда рабочие места стали высокоспециализированными, а сам процесс труда был в значительной степени стандартизирован. В отличие от предпринимательской, механистическая компания имеет развитую административную систему. При этом она требует крупной техноструктуры, ответственной за разработку и поддержание систем стандартизации и в особенности тех из них, которые формализуют ее собственное поведение и планирование действий. Благодаря зависимости от этих систем техноструктура приобретает значительную неформальную власть, выражающуюся в ограниченной горизонтальной децентрализации, отражающей импульс к рационализации. Для контроля за высокоспециализированной деятельностью исполнителей требуется иерархия менеджеров среднего звена управления. Такая иерархия в производственном процессе структурируется на функциональной основе, где и находятся реальные координационные механизмы. Как следствие, структура тяготеет к высокой вертикальной централизации.

Компании подобного типа более всего соответствуют массовому производству товаров. Необходимо отметить, что структуры механистического типа доминировали в основном в период промышленной революции вплоть до первой половины XX в.

Еще одним вариантом бюрократической конфигурации является профессиональная компания. Однако профессиональная компания в качестве основного механизма координации предполагает преимущественно стандартизацию навыков в рабочем процессе или же результатов деятельности. Поэтому она в значительной степени отличается от механической. Основываясь преимущественно на высококвалифицированных специалистах – это врачи в больнице или преподаватели в университете, - компании такого типа в производственном процессе для эффективного функционирования значительный объем власти делегирует непосредственно самим профессионалам или их ассоциациям, а также институтам, которые готовят и подбирают работников высокой квалификации. Поэтому профессиональные структуры оказываются в высокой степени децентрализованными в горизонтальном отношении. Право принятия многих как оперативных, так и стратегических решений передается вниз по иерархии к профессионалам.

Компании профессионального типа возникают в условиях стабильной, но сложной среды. Сложность требует децентрализации в пользу хорошо подготовленных профессионалов, а стабильность позволяет применять стандартизованные навыки тогда, когда процесс труда осуществляется с высокой степенью автономности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: