Потерянное поколение

Что стало с людьми, которые испытали на себе все тяготы и муки Первой мировой войны? Как четырехлетнее сидение в окопах и хождение в атаки изменили их представление о жизни и смерти? С чем столкнулись на фронте солдаты? Как война повлияла на их психику и какое влияние она оказала на формирование их послевоенного мировоззрения?

После Первой мировой войны большей части Европы и всему миру был поставлен диагноз «потерянного поколения», или, как говорили в Великобритании, поколения «озлобленных молодых людей». Считается, что сам термин уже в послевоенное время ввела американская писательница Гертруда Стайн. Но наиболее полно он развит и представлен в работах Э.М. Ремарка и Э. Хемингуэя.

Молодые люди и девушки в возрасте 18-ти лет прямо со школьной скамьи отправлялись на фронт, не зная, что их там ждет. Первоначально казалось, что война продлится недолго, и они в качестве победителей, овеянные славой, вернуться в свои родные города, деревни, сёла, к своим семьям. Поход в военкоматы в качестве добровольцев последующая за этим отправка на войну принимались в европейских странах в качестве короткого и увлекательного приключения. Никто тогда не знал, что большая часть из них примет участия в самых кровопролитных и жестоких сражений в истории, которых мир еще не видел, часть будет испытывать ужасные мучения от газовых атак, часть погибнет под обстрелами в окопах, а часть навсегда останется инвалидами. Многие поймут, что все, чему их учили в школе, рассказывая истории о великих битвах, о доблестных героях, о любви к своей Родине, никак не отражается в действительности. Представление о войне, как о рыцарском турнире в самых ярких красках Средневековья, уже после первого боя сменит грязная солдатская шинель и вечный страх, что каждый день может оказаться последним. В романе Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен», один из героев, вспоминая свои школьные дни, довольно интересно отмечает: «…никто не учил нас в школе, как закуривать под дождем и на ветру или как разжигать костер из сырых дров, никто не объяснял, что удар штыком лучше всего наносить в живот, а не в ребра, потому что в животе штык не застревает». Это фраза прекрасно показывает, как людей меняет война, как отнимает у них чувства прекрасного, заставляя их обращать внимание только на то, что непосредственного необходимо им для того, чтобы выжить, забывая все лишнее, что может этому помешать. Может, те, кто пришел на войну, и не осознавал, что такое семья, любовь, но зато четко знал, что «удар штыком, надо направлять в живот, а не в сердце».

В романах, посвященных Первой мировой войне, уделяется особое внимание тому, как сами простые солдаты размышляют о причинах военных конфликтов. Более того, поиск ответа на этот вопрос сопровождается непониманием, того, как один народ, испытывающий неимоверные страдания от боли и страха, от потери друзей и родственников, толкает на тот же путь другой народ. Это четко отслеживается еже в другом романе Ремарка, «Возвращение», где можно встретить следующее: «Быть может, только потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой».

Другое объяснение возникновению войн можно встретить в романе известного писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе, Э. Хемингуэя, «Прощай, оружие!», один из героев которого говорит: «Страной правит класс, который глуп и ничего не понимает и не поймет никогда. Вот почему мы воюем». Это показывает стремление возложить ответственность за войну на правящие классы, исповедующие свои корыстные интересы и ради них втягивающие народы в самоубийственную бойню. В таком случае, весьма показательно отсутствие ненависти к солдатам вражеских армий. Прекрасно понимая, что французы и русские, точно также как и немцы, воюют за свою родину, участники Первой мировой видят друг в друге не непримиримых врагов, а одинаково измученных войной людей.

В то же время, читая литературу писателей потерянного поколения, сталкиваешься со страницами, на которых описаны все тяготы и мучения, испытанные солдатами. Страх за свою жизнь порой превосходит страх за гибель своего Отечества. Порой никто даже не понимал, за что идет война. За какие-то проливы или территории на Ближнем Востоке. В бою солдаты, прежде всего, думали, о том, как не погибнуть самим и помочь избежать этой участи своим товарищам. Речь на войне уже шла не о славных завоеваниях, а о собственном выживании.

Страх перед воной не покидал солдат и после их возвращения домой. Те, кому удалось выжить под смертельным огнем, излечиться от ран, не могли забыть те чувства, которые им пришлось пережить. Многие и после войны не чувствовали себя живыми, прекрасно осознавая, что даже мирная жизнь, к которой им так тяжело было приспособиться, не сможет вернуть их нормальному состоянию. Э. Хемингуэй в романе «Прощай, Оружие!» писал: «Что за радость не быть раненным, если при этом умираешь от страха».

В российском обществе также была ярко выраженная усталость от войны. Особенно четко это отслеживалось в военной среде. Российские солдаты, прямо говоря, устали от сидения в окопах и бесконечных атак, в которых они рисковали жизнью. Много искалеченных, убитых и раненных – вот что оставила война обществу, которому, также как и на Западе, пришлось пережить синдром потерянного поколения. В солдатских песнях отражается отчаяние и обида на свою судьбу. Например, строчки из песни «Галицийские поля»:

Брала русская бригада
Галицийские поля,
И достались мне в награду
Два кленовых костыля.

Не стоит забывать о роли женщин в годы Первой мировой войны. Безусловно, что основные тяготы приняли на себя мужчины в военной форме. Это они попадали под газовые атаки, их разрывало на куски под артиллерийскими обстрелами, они ходи в атаки на р. Сомма и под Верденом. Но женщины, также, заплатили высокую цену в этой войне. Многие потеряли мужей, братьев, отцов, сыновей на полях сражений. Большое количество женщин работали в госпиталях, где порой под шквальным огнем приходилось делать сложные операции раненным солдатам. Но самое главное, это тот вклад, которые внесли женщины, работая в тылу. В первую очередь, на заводах химической промышленности, ставя под угрозу свою жизнь и здоровье, порой забывая про сон и отдых. Многие из женщин навсегда получили ожоги рук и лица, изготовляя химические веществами, а большинство навсегда потеряло возможность иметь детей.
Как мы видим, Великая война коснулась всех. Тяжким бременем легла на плечи, как мужчин, так и женщин. Большинство так и не смогло приспособиться к мирной жизни. Многие остались искалеченными. Часть покончили с собой или сошли с ума. Наблюдались даже случаи, когда вернувшийся с войны человек впадал в истерику от одного только вида военной формой. Первая мировая война оказалась, к сожалению, сильнее людей. Как писал уже не раз упоминавшийся нами Э.М. Ремарк: «Тысячи и тысячи вернувшихся еще пожалеют, что не легли вместе с убитыми».

27 Кризис власти в России в годы первой мировой войны

Вступление России в 1 мировую войну на некоторое время сняло остроту социальных противоречий. Все слои населения сплотились вокруг правительства в едином патриотическом порыве. В мировой войне участвовало 38 государств. Основные противники: Англия, Франция, Россия, Сербия, Япония, позднее Италия, Румыния и США – с одной стороны; Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария – с другой стороны. По характеру война была несправедливой, захватнической с обеих сторон. Германия хотела захватить английские колонии. Франция хотела вернуть свои земли-Эльзас и Лотарингию, отобранные Германией во время франко-прусской войны 1870. Германия претендовала на французские колонии в Африке. Россия стремилась сохранить свои политические позиции на Балканах, захватить проливы и Константинополь. Поводом для развязывания войны послужило убийство австрийского наследника Франца Фердинанда. На это Австрия объявила войну Сербии. В ответ, Россия объявила всеобщую мобилизацию. Германия после получения отказа о прекращении мобилизации объявила России войну. Затем вступила в войну Франция, затем Англия, затем было объявлено о состоянии войны между Россией и Австро-Венгрией. В 1914 г. на Восточном фронте – наступление России в Восточной Пруссии и Галиции. Сначала наступление развивалось успешно и Германия перебросило часть войск с Западного фронта, что позволило предотвратить падение Парижа и выиграть битву на р. Марна (Западный фронт) В 15 г. Германия провела наступление на Восточном фронте против России и стало поражением России. В результате она потеряла Польшу, часть Прибалтики. Западной Белоруссии, Украины. В 16 г. Россия оказывала помощь союзникам на Юго-Западном фронте. Армия Брусилова прорвала фронт и разгромила австро-венгров. В 1917 г. операции русских в Галиции и Белоруссии закончились провалом. Русская армия к этому времени оказалась деморализованной. Февральская революция не привела к выходу России из войны. Вся страна требовала выхода из войны. Большевики провозгласили Декрет о мире и начали переговоры с Германией. В 1918 г. был заключен Брестский мир с Германией и ее союзниками. 3 декабря 1917 г. было заключено перемирие и начались переговоры о мире. Советская делегация внесла предложение заключить мир без территориальных аннексий и контрибуций. Германия выдвинула претензии на огромные территории бывшей Российской империи - Польшу, часть Прибалтики, Украины, Белоруссии. В связи с этим переговоры были прерваны. Ленин настаивал на безоговорочном принятие этих условий, т.к. боеспособность армии была потеряна. Левые эсеры считали эти условия предательскими и настаивали на продолжении военных действий для защиты революции. Они отказались от участия в переговорах. “Левые” коммунисты (Бухарин) предлагал не вступать в переговоры и продолжить борьбу для победы мировой революции. Троцкий – руководитель советской делегации - предлагал “ни войны, ни мира”. Перемирие было прервано и Германия вновь начала наступление и захватила большие территории Прибалтики, Украины, Белоруссии. В связи с этим в феврале 1918 г. были возобновлены переговоры. Одновременно Совнарком издал декрет “Отечество в опасности!” и 23 февраля Красная Армия остановила немцев под Псковом. Германия предъявила ультиматум с новыми территориальными претензиями, требовала демобилизовать армию и выплатить большую контрибуцию. 3 марта 1918 г. был подписан Брестский мир. По нему от России отторгались Польша, Прибалтика, часть Белоруссии, /Батуми, Карс, Ардаган – в пользу Турции/.

Советское правительство обязывалось вывести свои войска из Украины, выплатить 3 млрд. рублей репараций и прекратить революционную пропаганду в центрально-европейских странах. В середине марта 1У Чрезвычайный съезд Советов большинством ратифицировал Брестский мир. Левые эсеры были против и вышли из состава Совнаркома. С этого времени утвердилась однопартийность в системе исполнительной власти Советской России. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии смела кайзеровскую империю. Это позволило разорвать Брестский договор, вернуть большую часть территории. Немецкие войска ушли с территории Украины.В Латвии, Эстонии, Литве и Белоруссии установилась Советская власть.

В России во время 1 мировой войны проходил экономический и политический кризисы. Экономический кризис: топливный, транспортный, продовольственный. Политический кризис: население устало от затянувшейся войны (братание на фронте, дезертирство. Росли забастовки Усилились национальные движения. Меньшевики (Мартов) и эсеры ( Чернов) выступали зе немедленное прекращение войны и заключение демократического мира. Большевики (Ленин) желали поражения царскому правительству и призывали народ превратить войну из империалистической в гражданскую. Усилилось противостояние Государственной думы и правительства. Рушилась основа третьеиюньской политической системы – сотрудничество буржуазных партий с самодержавием. Началась “обличительная” кампания” в 1У Гос. думе. “Прогрессивный блок” - межпартийная коалиция большинства думских фракций - потребовали создания правительства “народного доверия”, ответственного перед Думой. Но Николай 2 отверг это предложение Политическая нестабильность проявилась в частой смене министров - “министерская чехарда”. Свое недоверие высказывали аристократические круги, члены царской фамилии, генералитет. Пошли слухи о шпионаже и государственной измене. Он катастрофически терял авторитет в обществе из-за “распутинщины”, бесцеремонного вмешательства царицы Александры Федоровны в гос.дела и своего неумелого действия в качестве Верховного главнокомандующего. К зиме 16-17 гг. все слои населения России осознали неспособность царского правительства преодолеть политический и экономический кризис. В начале 17 г. из-за нехватки хлеба, спекуляции и роста цен забастовало 90 тыс. рабочих Петрограда. К ним присоединились рабочие Путиловского завода. Администрация объявила о закрытии завода. И это послужило поводом к началу массовых выступлений в столице. 23 февраля вышли рабочие и работницы с лозунгами: “Хлеба”, “Долой войну”, “Долой самодержавие”, эта политическая демонстрация положила начало революции. 25 февраля забастовка стала всеобщей. 27 февраля массовый переход солдат на сторону рабочих, захват ими арсенала и Петропавловской крепости ознаменовали победу революции. Начались аресты царских министров и формирование новых органов власти. Образовали Временный комитет Государственной думы во главе с Родзянко (бывший председатель Думы). Задачей комитета было “восстановление государственного и общественного порядка”, создание нового правительства. Временный комитет взял под контроль все министерства. Царь после консультации с командующими войсками убедился, что сил для подавления восстания нет, и подписал Манифест об отречении от престола за себя и сына в пользу брата. Но в Петрограде стало ясно, что народ не желает монархии. И Михаил 3 марта отрекся от престола. Заявив, что судьбу политического строя в России должно решать Учредительное собрание. Закончилось 300-летнее правление дома Романовых. Самодержавие в России окончательно пало. Это был главный итог революции.

Читать полностью:https://www.km.ru/referats/56A7FE3F0F834041BC721AFE88D6EDE1

28.Февральская революция в России


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: