Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Также стратегическое управление, рассматриваемое как деятельность высшего руководства по управлению организацией в конкурентной рыночной среде, является важнейшей составляющей жизни современной деловой организации.
|
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделенияи функциональные зоны организации.
|
|
Предметом стратегического управления являются:
1. Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
3. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.
«Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате действия многочисленных внешних факторов.»
Стратегическое планирование является составной частью более широкого понятия «стратегическое управление».
Стратегическое планирование (перспективные цели) – процесс формулирования миссии и целей предприятия, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения c целью обеспечения эффективной работы предприятия в будущем.
Цели стратегического планирования маркетинга:
- Повышение контролируемой доли рынка;
- Предвидение требований потребителя;
- Выпуск продукции более высокого качества;
- Обеспечение согласованных сроков поставок;
- Установление уровня цен с учетом условий конкуренции;
- Поддержание репутации фирмы у потребителей.
Задачи стратегического планирования маркетинга:
- Планирование роста прибыли;
- Планирование и уменьшение издержек предприятия;
- Планирование увеличения доли рынка, увеличения доли продаж;
- Планирование улучшения социальной политики фирмы.
Этапы стратегического планирования:
|
|
1. Формулирование миссии и целей предприятия;
2. Анализ внешней среды для достижения поставленных целей – предвидеть потенциальные угрозы и вновь открывающиеся возможности;
3. Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия (метод SWOT-анализа) – Strengths – Силы; Weaknesses – Слабости; Opportunities – Возможности; Threats – Угрозы;
4. Процесс выбора стратегии:
- Разработка – формулируются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей. Главная задача – разработка как можно большего числа альтернативных стратегий, позволяющих достичь поставленных целей;
- Доводка общей стратегии до уровня её адекватности целям развития предприятия;
- Анализ и оценка альтернативных вариантов. Происходит наполнение общей стратегии конкретным содержанием;
5. Контроль стратегии.