Персонал логистического менеджмента фирмы постоянно нуждается в анализе результатов принимаемых управленческих решений. При этом анализ производится, как правило, по отдельным логистическим функциям и в целом по логистике компании для определения уровня достижения стратегических, тактических и оперативных целей ЛС.
Под анализом в широком смысле обычно понимается разложение (декомпозиция) изучаемого объекта или процесса на части с целью экономического, финансового, технического и т.п. исследований этих частей.
На уровне фирмы можно выделить следующие основные задачи стратегического, тактического и оперативного логистического анализа:
1. выполнение стратегического (тактического, оперативного) логистического плана;
2. соответствие логистического стратегического плана маркетинговому и производственному;
3. качество продукции и логистического сервиса; анализ степени удовлетворения запросов потребителей;
4. эффективность выполнения отдельных логистических функций и работы отдельных подсистем, звеньев и элементов Л С;
|
|
5. эффективность использования в логистическом менеджменте инвестиций, основных фондов, оборотного капитала, материальных ресурсов, живого труда;
6. производительность (продуктивность);
7. уровень технологической и технической базы логистического менеджмента;
8. эффективность ЛИС и применяемых информационно-компьютерных технологий;
9. финансовый аудит;
10. составляющие логистических издержек;
11. влияние логистической стратегии фирмы на ее положение на рынке;
12. логистические риски и разработка мер по их снижению;
13. поставщики, потребители, посредники с точки зрения реализации логистической концепции фирмы;
14. уровень координации, интеграции и взаимодействия фирмы и логистических посредников и т.д.
Простое перечисление показывает, насколько обширным и многогранным является логистический анализ, который составляет неотъемлемую часть технико-экономического и финансового анализа функционирования фирмы на рынке. В основу логистического анализа положены такие принципы:
-научность,
-системный подход,
-динамичность,
-выделение приоритетных направлений,
-комплексность,
-полнота и достоверность информационной базы и др.
Применяемые при этом методы и приемы характерны для общего технико-экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности. Большое значение для эффективности анализа имеет информационная база, которая включает совокупность нормативных, плановых, учетных и отчетных показателей, характеризующих состояние и динамику ЛС и ее внешней экономической среды (см. рис. 9.33).
|
|
Логистический анализ можно классифицировать по ряду признаков:
1. по целям и задачам различают анализ выполнения стратегического (тактического, оперативного) плана; определение комплексных логистических показателей; оценка результатов хозяйственной и финансовой деятельности; подготовка информации для принятия управленческих решений и т.п.;
2. по аспектам выделяют экономический, финансовый, технико-экономический, функционально-стоимостный, проблемно-ориентированный и другие виды анализа;
3. по содержанию программы различают комплексный (охватывающий все стороны функционирования Л С) и локальный (затрагивающий отдельные элементы, процессы, ЗЛС) анализ;
4. по уровню объектов анализ может охватывать ЛС в целом, отдельную подсистему, звено, элемент Л С; логистическую сеть, канал, цепь и т.п.;
5. по субъектам логистический анализ может быть внешним (например, внешний аудит) или внутренним, проводимым собственным персоналом фирмы;
6. по периодичности и повторяемости различают ежегодный (ежеквартальный, ежемесячный, ежедневный) и разовый анализ;
7. по характеру принимаемых решений анализ может быть предварительный, оперативный, текущий, итоговый, перспективный.
Основные элементы информационной базы логистического анализа
1. Внешняя логистическая среда:
Законодательные и нормативные акты и документы
Макроэкономические индикаторы и показатели
Информация о логистических посредниках
Показатели, характеризующие финансовый, технический и технологический уровень конкурентов.
2. Внутренняя микрологистическая среда:
Данные оперативного учета, контроля и мониторинга
Техническая и технологическая документация
Финансовые и бухгалтерские учетные и отчетные документы
Данные статистического учета и отчетности
Плановая и нормативная внутрифирменная документация
3. Информационно-компьютерные базы данных
Методы и приемы логистического подхода (анализа).
Элементарные:
Сравнение
Исчисления разниц
Цепные подстановки
Индексный метод
Процентные соотношения
Выравнивание
Факторный анализ
Балансовые соотношения
Экономико-математические методы и модели
Элементарный и классический математический анализ
Исследование операций
Экономическая кибернетика
При проведении логистического анализа в фирмах применяется широкая гамма различных методов и приемов. Для повышения точности и достоверности анализа используется большое количество различных математических и экономико-математических методов и моделей, составляющих научную базу логистики.
Среди наиболее распространенных в логистическом менеджменте методов и технических приемов анализа можно указать:
-методы математической статистики (факторный, индексный, кластерный, дисперсионный анализ, множественные корреляционно-регрессионные модели, спектральный анализ и др.);
-функционально-стоимостный анализ;
-методы статистического имитационного моделирования на ЭВМ;
-различные эконометрические методы и модели;
На уровнях фирмы можно выделить следующие задачи логистического анализа:
• Выполнение стратегического (тактического, оперативного) логистического плана;
• Соответствие логистического плана маркетинговому и производственному;
• Качество продукции и логистического сервиса; анализ степени удовлетворения запросов потребителей;
• Эффективность выполнения отдельных логистических функций и работы отдельных подсистем, звеньев и элементов логистической системы;
• Эффективность использования в логистическом менеджменте инвестиций, основных фондов, оборотного капитала, материальных ресурсов, живого труда;
• Производительность (продуктивность);
|
|
• Уровень технологической и технической базы логистического менеджмента;
• Эффективность логистической информационной системы и применяемых информационно – компьютерных технологий;
• Финансовый аудит;
• Составляющие логистических издержек;
• Влияние логистической стратегии фирмы на ее положение на рынке;
• Логистические риски и разработка мер по их снижению;
• Поставщики, потребители, посредники с точки зрения реализации логистической концепции фирмы;
• Уровень координации, интеграции и взаимодействия фирмы и логистических посредников и т.д.
В основу логистического анализа положены такие принципы, как научность, системный подход, динамичность, выделение приоритетных направлений, комплексность, полнота и достоверность информационной базы и др. Применяемые при этом методы и приемы характерны для общего технико–экономического анализа производственно–хозяйственной деятельности. Большое значение для эффективности анализа имеет информационная база, которая включает совокупность нормативных, плановых, учетных и отчетных показателей, характеризующих состояние и динамику логистической системы и ее внешней экономической среды.