Выделяют три вида направления:
- первичная (охрана здоровья будущих родителей),
- вторичная.Включает в себя два направления: 1. Забота о физическом нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов, 2. Забота о правильном речевом развитии ребенка
- третичная (профилактика рецидивов, которые имеют место в случаях недостаточно прочного закрепления результатов логопедической работы или при особо неблагоприятных жизненных ситуациях, особенно при заикании).
1. Вторичная профилактика – Забота о физическом нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов:
а) предупреждение ушибов в области головы;
б) предупреждение заболеваний и инфекций с высокой температурой, вызывающей судороги;
в) охрана органов слуха (от простудных заболеваний, шума, инородных тел), лечение и долечивание простудных заболеваний;
г) охрана артикуляторных органов:
- предупреждение и лечение рахита (особенно появление челюстно-лицевых аномалий);
- исключение сосания пальцев и подкладывание руки для сна;
- ранее протезирование зубов в случае их преждевременной потери;
- своевременное оперирование верхней губы и неба (хейлопластика – до года, уранопластика – раньше после смены молочных зубов, теперь до года-риноуланопластика), подбор обтуратора (искусственного неба);
- своевременное подрезание уздечки – подъязычной связки (или сечение) до 4-5 лет;
- охрана голосового аппарата от простуды, глотания пыли, голосовых перезагрузок;
- охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, щадящий подход во время болезни, особенно для предупреждения заикания и других невротических расстройств).
2. Вторичная профилактика – Забота о правильном речевом развитии:
- обеспечение благоприятного речевого окружения как образца для подражания;
- поощрение довербальных и вербальных реакций ребенка мимикой радости;
- воспитание направленности на речь окружающих, для чего необходимо как можно больше говорить с ребенком с первых дней его жизни;
- медленное и четкое произнесение взрослым простых названий, связанных с конкретными жизненными ситуациями;
- отчетливое произнесение взрослым, неправильно сказанных ребенком слов;
- приучать ребенка во время разговора смотреть в лицо собеседника, т.к. зрительное восприятие способствует более точному ее усвоению;
- систематическое создание таких ситуаций, когда ребенку требуется свою просьбу выразить словесно;
- организация самой жизни ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость общения не только с людьми, но и с игрушками, природными явлениями;
- занятия ритмикой, музыкой и пением, способствует развитию просодической стороны речи, движений;
- развитие тонкой пальчиковой и ручной моторики.