Профилактика нарушений речи

Выделяют три вида направления:

- первичная (охрана здоровья будущих родителей),

- вторичная.Включает в себя два направления: 1. Забота о физическом нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов, 2. Забота о правильном речевом развитии ребенка

- третичная (профилактика рецидивов, которые имеют место в случаях недостаточно прочного закрепления результатов логопедической работы или при особо неблагоприятных жизненных ситуациях, особенно при заикании).

1. Вторичная профилактика – Забота о физическом нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов:

а) предупреждение ушибов в области головы;

б) предупреждение заболеваний и инфекций с высокой температурой, вызывающей судороги;

в) охрана органов слуха (от простудных заболеваний, шума, инородных тел), лечение и долечивание простудных заболеваний;

г) охрана артикуляторных органов:

- предупреждение и лечение рахита (особенно появление челюстно-лицевых аномалий);

- исключение сосания пальцев и подкладывание руки для сна;

- ранее протезирование зубов в случае их преждевременной потери;

- своевременное оперирование верхней губы и неба (хейлопластика – до года, уранопластика – раньше после смены молочных зубов, теперь до года-риноуланопластика), подбор обтуратора (искусственного неба);

- своевременное подрезание уздечки – подъязычной связки (или сечение) до 4-5 лет;

- охрана голосового аппарата от простуды, глотания пыли, голосовых перезагрузок;

- охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, щадящий подход во время болезни, особенно для предупреждения заикания и других невротических расстройств).

2. Вторичная профилактика – Забота о правильном речевом развитии:

- обеспечение благоприятного речевого окружения как образца для подражания;

- поощрение довербальных и вербальных реакций ребенка мимикой радости;

- воспитание направленности на речь окружающих, для чего необходимо как можно больше говорить с ребенком с первых дней его жизни;

- медленное и четкое произнесение взрослым простых названий, связанных с конкретными жизненными ситуациями;

- отчетливое произнесение взрослым, неправильно сказанных ребенком слов;

- приучать ребенка во время разговора смотреть в лицо собеседника, т.к. зрительное восприятие способствует более точному ее усвоению;

- систематическое создание таких ситуаций, когда ребенку требуется свою просьбу выразить словесно;

- организация самой жизни ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость общения не только с людьми, но и с игрушками, природными явлениями;

- занятия ритмикой, музыкой и пением, способствует развитию просодической стороны речи, движений;

- развитие тонкой пальчиковой и ручной моторики.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: