На КШМ действуют следующие силы:
1) От давления газов РГ на поршень со стороны камеры сгорания и от давления газов РКК со стороны картера (Это давление обычно равно атмосферному ро). Результирующая сила газов, или давление на поршень определяется разностью
ΔРГ = РГ - РКК.
2) Сила инерции возвратно-поступательно движущихся частей РJ, равная произведению массы возвратно-поступательно движущихся деталей на их ускорение в данный момент времени.
3) Суммарная сила, воспринимаемая поршнем и передаваемая через шатун на коленчатый вал Р= ΔРГ + Рj. Сила Р, приложенная к оси поршневого пальца и направленная по оси цилиндра, может быть разложена на силу N, действующую перпендикулярно оси цилиндра, и силу S, действующую по оси шатуна.
Сила S, перенесенная на ось шатунной шейки, раскладывается на тангенциальную силу Т, действующую перпендикулярно кривошипу коленчатого вала, и нормальную силу К, направленную по кривошипу. Произведение тангенциальной силы Т на радиус кривошипа дает крутящий момент М.
|
|
Сила, действующая на шатунную шейку коленвала RШШ, представляет собой векторную сумму тангенциальной силы Т и силы, действующей на ШШ по кривошипу PK = K + KRШ, где КRШ – сила инерции вращающихся масс шатуна. Результирующая сила, действующая на колено вала и изгибающая шатунную шейку, RК - векторная сумма тангенциальной силы Т и силы, действующей на колено вала по кривошипу КРК. Либо RК можно представить в виде векторной суммы сил RШШ и КRK, где КRK – сила инерции вращающихся масс кривошипа. KR – центробежная сила инерции, является результирующей двух сил: КRШ и КRK.
Сила, действующая на подшипник коренной шейки - PПОДШ, представляет собой векторную сумму сил реакции опоры Т/ и К/ .
27. Конструкция и прочностной расчет шатуна.
Конструкция шатунов, применяемых в автомобильных и тракторных двигателях, разнообразна и зависит в основном от типа двигателя и расположения цилиндров. Расчетными элементами шатунной группы являются поршневая и кривошипная головки, стержень шатуна и шатунные болты. На рис. 2 приведена расчетная схема шатуна.
При работе двигателя шатун подвергается воздействию знакопеременных газовых и инерционных сил, а в отдельных случаях эти силы создают ударные нагрузки.
Поршневая головка шатуна (см. рис. 2) рассчитывается на:
а) усталостную прочность в сечении I-I от действия инерционных сил (без учета запрессованной втулки)
б) напряжения, возникающие в головке от воздействия на нее запрессованной втулки;
в) усталостную прочность в сечении А-А (место перехода головки шатуна в стержень — заделка головки) от действия суммарных (газовых и инерционных) сил и запрессованной втулки. Точный расчет кривошипной головки весьма затруднен вследствие невозможности полного учета влияния конструктивных факторов. Приближенный расчет кривошипной головки шатуна сводится к определению напряжения изгиба в среднем, сечении II—II крышки головки от инерционных сил Рjp (МН).
|
|
Основными конструктивными параметрами стержня шатуна кроме длины Lш=R/λ являются размеры его среднего сечения В-В (см. рис. 2). Стержень шатуна рассчитывают на усталостную прочность в среднем сечении В-В от действия знакопеременных суммарных сил (газовых и инерционных). Обычно расчет ведется для режима максимальной мощности. Запас прочности сечения определяется в плоскости качания шатуна и в перпендикулярной плоскости.
В четырехтактных двигателях болты, стягивающие половинки кривошипной головки шатуна, подвергаются растяжению от действия сил инерции поступательно движущихся масс поршня и шатуна, расположенных над плоскостью разъема кривошипной головки. Кроме того, болты испытывают растяжение от предварительной затяжки.
Основные требования: высокая прочность, малая масса и габариты, достаточная жесткость, минимальная концентрация напряжений, возможность прохождения нижней головки через цилиндр при монтаже (ДВС с блок-картером).
Типы шатунов: рядные, прицепные, вильчатые.
Сечение стержня шатуна: двутавр, круглое, Н-образное, прямоугольное и др.
Материалы: стали марганцовистые, хромистые, хромоникелевые; чугуны; титан; алюминиевые; композиты.
Рис. 2 Расчетная схема шатунной группы