Силы, действующие в КШМ

На КШМ действуют следующие силы:

1) От давления газов РГ на поршень со стороны камеры сгорания и от давления газов РКК со стороны картера (Это давление обычно равно атмосферному ро). Результирующая сила газов, или давление на поршень определяется разностью

ΔРГ = РГ - РКК.

2) Сила инерции возвратно-поступательно движущихся частей РJ, равная произведению массы возвратно-поступательно движущихся деталей на их ускорение в данный момент времени.

3) Суммарная сила, воспринимаемая поршнем и передаваемая через шатун на коленчатый вал Р= ΔРГ + Рj. Сила Р, приложенная к оси поршневого пальца и направленная по оси цилиндра, может быть разложена на силу N, действующую перпендикулярно оси цилиндра, и силу S, действующую по оси шатуна.

Сила S, перенесенная на ось шатунной шейки, раскладывается на тангенциальную силу Т, действующую перпендикулярно кривошипу коленчатого вала, и нормальную силу К, направленную по кривошипу. Произведение тангенциальной силы Т на радиус кривошипа дает крутящий момент М.

Сила, действующая на шатунную шейку коленвала RШШ, представляет собой векторную сумму тангенциальной силы Т и силы, действующей на ШШ по кривошипу PK = K + KRШ, где КRШ – сила инерции вращающихся масс шатуна. Результирующая сила, действующая на колено вала и изгибающая шатунную шейку, RК - векторная сумма тангенциальной силы Т и силы, действующей на колено вала по кривошипу КРК. Либо RК можно представить в виде векторной суммы сил RШШ и КRK, где КRK – сила инерции вращающихся масс кривошипа. KR – центробежная сила инерции, является результирующей двух сил: КRШ и КRK.

Сила, действующая на подшипник коренной шейки - PПОДШ, представляет собой векторную сумму сил реакции опоры Т/ и К/ .

27. Конструкция и прочностной расчет шатуна.

Конструкция шатунов, применяемых в автомобильных и трак­торных двигателях, разнообразна и зависит в основном от типа двигателя и расположения цилиндров. Расчетными элементами ша­тунной группы являются поршневая и кривошипная головки, стержень шатуна и шатунные болты. На рис. 2 приведена расчетная схема шатуна.

При работе двигателя шатун подвергается воз­действию знакоперемен­ных газовых и инерцион­ных сил, а в отдельных случаях эти силы создают ударные нагрузки.

Поршневая головка шатуна (см. рис. 2) рассчитывается на:

а) усталостную прочность в сечении I-I от действия инерцион­ных сил (без учета запрессованной втулки)

б) напряжения, возникающие в головке от воздействия на нее запрессованной втулки;

в) усталостную прочность в сечении А-А (место перехода головки шатуна в стержень — заделка головки) от действия суммарных (газовых и инерционных) сил и запрессованной втулки. Точный расчет кривошипной головки весьма затруднен вследст­вие невозможности полного учета влияния конструктивных фак­торов. Приближенный расчет кривошипной головки шатуна сводит­ся к определению напряжения изгиба в среднем, сечении II—II крышки головки от инерционных сил Рjp (МН).

Основными конструктивными параметрами стержня шатуна кроме длины Lш=R/λ являются размеры его среднего сечения В-В (см. рис. 2). Стержень шатуна рассчитывают на усталостную прочность в среднем сечении В-В от действия знакопеременных суммарных сил (газовых и инерционных). Обычно расчет ведется для режима максимальной мощности. Запас прочности сечения определяется в плоскости качания шатуна и в перпендикулярной плоскости.

В четырехтактных двигателях болты, стягивающие половинки кривошипной головки шатуна, подвергаются растяжению от действия сил инерции поступательно движущихся масс поршня и шатуна, расположенных над плоскостью разъема кривошипной головки. Кроме того, болты испытывают растяжение от предварительной затяжки.

Основные требования: высокая прочность, малая масса и габариты, достаточная жесткость, минимальная концентрация напряжений, возможность прохождения нижней головки через цилиндр при монтаже (ДВС с блок-картером).

Типы шатунов: рядные, прицепные, вильчатые.

Сечение стержня шатуна: двутавр, круглое, Н-образное, прямоугольное и др.

Материалы: стали марганцовистые, хромистые, хромоникелевые; чугуны; титан; алюминиевые; композиты.

Рис. 2 Расчетная схема шатунной группы



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: